Паспорт программы
Название программы
Автор - составитель
«Искусство хореографии»
Матурина Марина Юрьевна / педагог дополнительного образования
Вид программы
Направленность
Форма реализации
типовая
Художественная
очная
Срок реализации
Возраст обучающихся
Категория
обучающихся
Уровень освоения
1 год
7-9 лет, младший школьный возраст.
Учащиеся младшего школьного возраста
Краткая аннотация
стартовый
Хореография – это самый впечатляющий вид искусства! Сегодня социальный
заказ, предъявляемый к современному образованию, ориентирует нас на
творческое развитие личности учащегося, его познавательных и
созидательных способностей, успешной социализации и адаптации на рынке
труда.
Хореография обладает огромными возможностями для полноценного
эстетического совершенствования ребенка, его духовного и физического
развития. Поэтому хореографическое искусство занимает важное место среди
предметов дополнительного образования.
Данная программа имеет художественную направленность и рассчитана на
детей, желающих научиться танцевать, и
направлена на обучение детей
эстрадным и современным танцам, на творческое развитие обучающихся
посредством
изучения
своего
тела,
пространства,
формы,
усилия
и
импровизации.
В программе представлена методика изучения элементов ритмики и
хореографии, которые сочетаются с поставленными импровизационными
пластическими задачами.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Искусство
хореографии» (далее – Программа) разработана на основе следующих нормативно – правовых актах:
-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12. 2012 г. /статьи 2, 12, 13, 14, 48, 75/;
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным общеобразовательным программам»;
-Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных программ
(письмо министерства образования и науки РФ № 09-3242 от 18.11.2015).
-Концепции развития дополнительного образования/распоряжение Правительства РФ от 4.09 2014 г.
№ 1726-р 2014/;
-Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А.Я.
Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. –М.: Просвещение, 2010/;
-Федеральной целевой программы развития дополнительного образования детей в РФ до 2020 года;
-Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»/распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996р-г/.;
-Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об
утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей»;
-Устава МАОУ гимназии № 108 им. В.Н. Татищева;
-Положения о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы организации;
-Положения о формах, периодичности и порядке контроля и аттестации обучающихся организации.
Динамичные изменения современного общества, стремительный научно-технический прогресс,
обуславливают осознание ценности культурного наследия, необходимости его сбережения и
эффективного использования как одного из важнейших ресурсов мировой экономики.
Утраты культурных ценностей невосполнимы, поэтому, сегодня одной из ведущих тенденций
дополнительной системы образования является художественное развитие подрастающего поколения
как эффективного механизма формирования культурного потенциала и сохранения традиций и
наследия страны.
Хореография – это самый впечатляющий вид искусства! Сегодня социальный заказ, предъявляемый
к современному образованию, ориентирует нас на творческое развитие личности учащегося, его
познавательных и созидательных способностей, успешной социализации и адаптации на рынке
труда.
Хореография
обладает
огромными
возможностями
для
полноценного
эстетического
совершенствования ребенка, его духовного и физического развития. Поэтому хореографическое
искусство занимает важное место среди предметов дополнительного образования.
Данная программа имеет художественную направленность и рассчитана на детей, желающих
научиться танцевать, и
направлена на обучение детей эстрадным и современным танцам, на
творческое развитие обучающихся посредством изучения своего тела, пространства, формы, усилия и
импровизации.
В программе представлена методика изучения элементов ритмики и хореографии, которые сочетаются
с поставленными импровизационными пластическими задачами.
Программа, направлена на правильное развитие тела обучающихся, на развитие координации,
изучение классического и современного лексического материла, что положительно сказывается на
физическом состоянии ребенка и дает большую свободу в выборе приемов и методов изучения
танцевальной лексики. Основная направленность этой программы – психологическое раскрепощение
ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного («музыкального») инструмента.
Программа составлена с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей младшего
школьного возраста и направлена на общее гармоничное развитие ребенка.
НОВИЗНА данной программы состоит в том, что:
1. в основе лежит раскрытие индивидуальности каждого ребенка, которое перерастает в танцевальное
движение (от танцевальной лексики к внутреннему раскрепощению, внутреннее
раскрепощение ведет к танцевальной лексике).
2. обучение танцу осуществляется через погружение детей в сказку, волшебство, перевоплощение в
сказочных героев. Немаловажными инструментами являются детские стихи, сказки и музыка.
АКТУАЛЬНОСТЬ Занятие танцем – одно из универсальных средств развития у детей музыкального
слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения, физического
развития. В то же время движение под музыку является для ребенка и одним из самых
привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, реализовать свою
энергию, поэтому оно в целом сказывается благотворно на его физическом состоянии и воспитании.
Актуальность данной программы заключается в детском и родительском повышенном спросе на
дополнительные
направленности.
общеобразовательные
общеразвивающие
программы
художественной
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ обучение по данной образовательной программе
позволяет решить вопрос с занятостью свободного времени детей, пробуждением интереса
обучающихся к танцевальной деятельности и профессиональным самоопределением.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: раскрытие и развитие индивидуальных возможностей личности ребёнка
посредством
искусства
состояния
идеи хореографической композиции.
и
хореографии,
для
передачи
детьми
образа,
ЗАДАЧИ:
Обучающие задачи:
формирование теоретического знания в области анатомии (тело); формирование практических
навыков в области хореографии; изучение собственного тела и применение полученных знаний в
учебной деятельности (результат); формирование умения преобразования мыслей в словесную и
танцевальную формы.
Воспитательные задачи: воспитание творческого мышления в процессе
обучения и постановочной работы;
воспитание инициативности, самостоятельности, дисциплинированности, чувства ответственности
перед собой и коллективом;
воспитание нравственно-эстетических потребностей; принятие
ценности творчества как способа выражения личности.
Развивающие задачи: гармоничное развитие танцевальных, музыкально-двигательных и
художественно-творческих способностей;
развитие индивидуальных физических возможностей ребенка, в гармонии с его эмоциональной
сферой (самовыражение в танце, развитие артистических способностей, умение передать эмоции);
развитие
основных
психических процессов
и
качеств
(тренировка памяти,
внимания, наблюдательности, воображения, чувства ритма, смелости); развитие личностнотворческого отношения к различным видам искусства.
ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ:
Групповые занятия (от 10 до 16 человек); всем составом объединения (постановка общих номеров),
семинар, мастер – класс, конкурс, концерт, спектакль, гостиная, поход. Объем аудиторной учебной
нагрузки составляет 114 часов в году (1 год)
Занятия проводятся 3 раза в неделю по одному академическому часу.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Результатом освоения программы является:
Учебно-познавательная компетенция: приобретение двигательного опыта;
умение согласовывать движения с музыкой, т.е. точно с музыкой начинать и заканчивать движения;
умение самостоятельно исполнять танцевальные этюды;
знание до 15 хореографических терминов; знание основных положений и
позиции современного и классического танца; знание основных музыкальных
и танцевальных жанров; формирование двигательного опыта; формирование
правильной осанки;
развитие мышечной силы, гибкости, выносливости, скоростно-силовых и координационных
способностей;
развитие музыкального слуха, чувства ритма; формирование навыков мышления, воображения,
раскрепощения и творчества в движениях. Общекультурная компетенция: расширение
кругозора в мире танца, в мире творчества, в мире отечественного и мирового искусства
Компетенция личностного самосовершенствования:
достичь успеха в танце через труд, направленный на расширение своих духовных, физических и
социальных возможностей.
АТТЕСТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ: основным критерием оценки является:
степень приобретения необходимых танцевальных навыков на данном этапе;
старательность и активность учащегося; общее развитие; соблюдение
дисциплины.
Каждое выступление танцевального коллектива (отчетный концерт, конкурс и т.п.) является
одновременно зачетом, как для всего коллектива, так и для каждого участника.
Применяются следующие формы контроля: текущий
контроль – оценка работы на уроке;
промежуточный контроль – заключается в проверке заранее определённых задач, или
программного материала, не дифференцированный зачёт в виде просмотра творческих работ, в конце
каждой четверти, полугодия, открытые занятия. формой итоговой аттестации является
выступление танцевального коллектива.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
Наименование тем
Количество часов
Теория
1.
Введение
2.
Основы
музыкальной
танцевальной культуры.
3.
Практика
1
и
Всего
Форма
аттестации
1
3
6
9
опрос
Подготовительные упражнения.
2
8
10
этюд
4.
Ритмика.
1
9
10
сообщение
5.
Партерная гимнастика.
2
27
29
ТВ. задание
3
17
20
Выступлен
Акробатика.
6.
Движения и элементы танца,
построения
и
перестроения,
постановочная работа.
ие,
7.
Актёрское мастерство.
2
8
10
8.
Концертная и
деятельность.
2
23
25
16
98
114
творческая
Итого:
конкурсы
ТВ. задание
Отчетный
концерт
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
1.Введение. (1 час)
Теория: 1 ч. Знакомство с детьми. Содержание и форма занятий. Дисциплина. Правила техники
безопасности. Режим занятий.
2.Основы музыкальной и танцевальной культуры. (9 часов)
Теория: 3 ч. Связь музыки и движения. Понятие «мелодия и движение». Характер музыки. Зависимость
движения от характера музыки. Темп (быстро, умеренно, медленно). Музыкальная фраза.
Музыкальный размер 2/4, ¾, 4/4. Контрастная музыка.
Практика: 6 ч. Слушание музыки. Характеристика музыкальных образов. Подбор выразительных
движений для образа, соответствующих темпу, ритму, характеру музыки. Импровизация на заданную
музыку.
3.Подготовительные упражнения. (10 часов)
Теория: 2 ч. Постановка корпуса. Основные исходные положения. Основные положения ног,
положения рук, головы, понятие «полупальцы». Первые анатомические сведения о строении тела.
Понятие мышцы, мышечное ощущение, «твёрдые» и «мягкие» мышцы, «тяжесть тела», перенос
тяжести тела.
Практика: 8 ч. Игры: «Паровозик», «Полянка», «Лягушка», «Петушок», «Теремок», «Про слона»,
«Бабочки – жучки», «Моль», «Мама мыла», «Шла Саша», «Матрёшечки», «Окошечки», «Чайнички
чашечки», «Цветочки», «Самолётики», «Принцессы и принцы», «Русалочка», и т. д.
Упражнения на расслабление и напряжение мышц.
Упражнения на ощущение и укрепление мышц ног, спины, живота, рук.
Комплекс упражнений на координацию.
Упражнения с лентами: «кисточки и краски», «маляр», «мороженое», «радуга», «зайчики»,
«модницы», «солдатики», «сердечко», «лошадка», «радуга»,
«восьмёрка», «дождик», «салют».
4.Ритмика. (10 часов)
Теория: 1 ч. Понятие ритм.
Практика: 9 ч. Упражнения, развивающие музыкальное чувство, ритм. Хлопки, шаги, марш, бег,
подскоки, прыжки в различных ритмических рисунках.
Упражнения – (все задания в игровой форме): «куколки», «надуваем шарик», «вертолётик», «зайчик,
зайчик, чупа – чупс», «клювики», «вазочки – цветочки».
5.Партерная гимнастика. Акробатика. (29 часов)
Теория: 2 ч. Понятие «партерная гимнастика», акробатика. Правила техники безопасности. Что такое
выворотность, стопа подъём, связки.
Знакомство с предметами: скакалкой, батутом, гимнастической палкой, обручем.
Практика: 27 ч. Специальный комплекс упражнений на развитие гибкости, укрепление мышц.
Комплекс силовых упражнений.
«Флажки», «Бабочка», «Лягушка», «Велосипед», «Утюжки – клювики», «Рыбка», «Лодочка»,
«Часики», «Группировка», «Неваляшка», «Цыплята», «Карандашик», «Мячик».
Акробатика: группировка, кувырки, переворот назад в полушпагат, стойка на локтях, кольцо, рыбка.
6.Движения и элементы танца, построения и перестроения постановочная работа. (20 часов)
Теория: 3 ч. Рисунок танца. Линии, колонны, круг, интервал, звездочка, конверт. Половина поворота,
полный поворот. Диагональ.
Практика: 17 ч. Упражнения на построения и перестроения исполняются в разных характерах, темпах,
ритмах (бег, марш, подскоки, игра «свой домик»). Различные виды шагов, бега, прыжков, ходьбы в
сочетании друг с другом. Музыкальный анализ, разбор сюжета номера.
«Павлин», Цапля», «Пингвин», «Лягушата», «Лошадка», «большие и маленькие мячики», «морские
котики», «гуси», и т.д. Разучивание движений, комбинаций, соединение их в целое. Работа над
выразительностью.
7.Актёрское мастерство. (10 часов)
Теория: 2 ч. Знакомство со сценой, кулисы, задник, авансцена, размещение на сцене. Кто такой артист.
Поведение во время выступления, до выступления и после. Подготовка костюма к концерту.
Сбор костюмов после концерта.
Практика: 8 ч. Упражнения и этюды на развитие актёрских способностей, скороговорки. Игры:
«Зеркало», «Тесто», «Телевизор», «Ералаш», «Грузинский хор», и т. д. Импровизация на заданную
тему.
8.Концертная и творческая деятельность. (25 часов)
Теория: 2 ч. Читка сценария к спектаклю. Распределение ролей. Анализ работы за весь год.
Определение задач на новый учебный год.
Практика: 23 ч. Освоение сценического пространства. Сводные репетиции в танцевальном зале и на
сцене, правила поведения, специфика сценического костюма, отличие от бытового, правила
пользования, просмотр видео, анализ выступлений. Участие в концертах. Грим, костюм, прическа.
Открытое занятие, отчётный концерт, гостиная, спектакль, конкурс. Родительское собрание.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
№
Тема программы
Форма проведения занятия
Методы и приёмы
организации
Дидактический
материал,
техническое
оснащение занятий
1 Введение
групповая
словесный, беседа
концертный зал,
сцена, костюмерная,
форма для
репетиций
2 Основы музыкальной
и танцевальной
групповая
культуры.
словесный, сказка,
наглядный,
иллюстраций,
упражнений
Реквизит, станок
3 Подготовительные
упражнения.
групповая, мастер
- класс
словесный, наглядный,
демонстраций,
практический,
упражнений
станок
4 Ритмика.
групповая
логоритмика, игра-танец, Коврики, палочки
сказка,
упражнений
5 Партерная
гимнастика.
Акробатика.
6 Движения
элементы
танца,
построения
перестроения,
постановочная
работа.
7 Актёрское
мастерство.
8 Концертная и
творческая
деятельность.
групповая,
non-stop, демонстраций,
импровизационное занятие упражнений
и групповая,
всем составом
и объединения
групповая, спектакль
групповая,
всем составом
объединения,
конкурс, гостиная
упражнений,
демонстраций, мастер класс
Коврики, скакалки,
маты, станок
Ленты,
тазики,
колбы.
платки,
снежки,
рассказ, сказка,
сюжетные игры,
мини – спектакли,
пластические этюды,
творческие работы
Собственные
дискуссия, лекция,
семинар,
самостоятельная работа,
экскурсия, концерт
Концертный
разработки игр,
сценариев
зал,
костюмы, сцена,
гримёрная, реквизит
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Материально-техническая база Образовательной организации соответствует:
санитарным нормам, противопожарным нормам, нормам охраны труда.
При реализации программы Образовательная организация соблюдает своевременные сроки текущего
и капитального ремонта учебных помещений.
Перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического
обеспечения включает в себя:
технические средства (аудио, видео записи);
танцевальный зал, раздевалку, коврики, балетные станки, зеркала, специализированные маты,
концертные костюмы, реквизит..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Балет. Энциклопедия. — М.: Сов. энциклопедия, 1981.
2.
Богданов Г. Ф. Формы совершенствования организационной и учебно-воспитательной работы
в самодеятельных хореографических коллективах. М.: ВН МЦНТИ КПР, 1982. 13 с.
3.
Боголюбская М.С. Учебно-воспитательная работа в детских самодеятельных хореографических
коллективах, - Учебное пособие. М.: Всесоюзный научно-методический центр народного
творчества и кyльтypнo-пpoсвeтитeльнoй работы, 1982.
4.
Бондаревская Е.В. Гуманизация воспитания старшеклассников //Советская педагогика, 1991. №9.
5.
Голубовский Б. Пластика в искусстве актера. - М.: Искусство, 1986.
6.
Данилова О.Н. Музыкальный мир личности. М., 1993.
7.
Железнова Л.Б. Результативность и качество деятельности в сфере дополнительного
образования. - Оренбург, 1998.
8.
Захаров Р. В. Искусство балетмейстера. — М.: Искусство, 1954.
9.
Захаров Р. В. Сочинение танца. — М.: Искусство, 1983.
10.
Захаров Р.В. Беседы о танце. – М., 1963. – 72 с.
11.
Захержевская Н. П. Костюм для сцены. — М.: Советская Россия, 1974.
12.
Иваницкий А.В., Матов В.В. и др. Ритмическая гимнастика на ТВ. -М.: Советский спорт, 1989.
13.
Ивлева Л.Д. Методика обучения хореографии в старшей возрастной группе. - Челябинск:
ЧГИИК, 1996.
14.
Киселев М. Современный ребенок и эстетическое воспитание, М., 1994.
15.
Котельникова Е.Т. Биомеханика хореографических упражнений. - Л.: Искусство, 1973.
16.
Кох И. Э. Основы сценического движения. — Л.; Искусство, 1970.
17.
Мессерер А. Уроки классического танца. — М.: Искусство, 1967.
18.
Методика учебно-творческой работы в самодеятельном танцевальном коллективе. — Л.: Издво
ВПШК, 1972. 43 с.
19.
Музыкальная энциклопедия/ Сост. Б. С. Штейнпресс, И. И. Ямпольский. — М.: Сов.
энциклопедия, 1966.
20.
Никитин Джаз – модерн.
21.
Печко Л.П. Эстетическая культура и воспитание человека. М., 1991.
22.
Проблемы эстетического воспитания подростков. Сборник научно-методических статей. М.,
Наука, 1985.
23.
Смирнов И. Работа балетмейстеров над хореографическим произведением. — Министерство
культуры РСФСР, 1979.
24.
Современные технологии воспитательной работы / авт. Сост. Т.В. Панафидина и др. –
Волгоград: Учитель, 2009.
25.
Стриганова В.М., Уральская В.И. Современный бальный танец. - М.: Просвещение, 1978.
26.
Шаховская Г. И. Некоторые проблемы хореографической самодеятельности // Мастера эстрады
— самодеятельности. — М., 1977.
27.
Шереметьевская Н.П. Танец на эстраде. - М.: Искусство, 1985.
28.
Эстетическое воспитание школьников. Редакторы: Бурова А.И., Лихачева Л.К., М., Педагогика
1974.
29.
Ягодинский В.Н. Ритм. Ритм. Ритм. М., Наука 198
СВЕДЕНИЯ О СОСТАВИТЕЛЕ
Матурина Марина Юрьевна.
Педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, художественный
руководитель студии танца «Арабески»
Образование:
-Колледж искусств им. Чайковского г. Темиртау Казахстан (диплом с отличием). Преподаватель,
артист ансамбля, руководитель ансамбля. 1996г.
-Алма-атинская государственная консерватория им. Курмангазы. Преподаватель, артист ансамбля,
руководитель ансамбля. 2001г.
Педагогический стаж с 1995 года.
Приложение
Структура занятия.
Структура занятий включает в себя три основные части: подготовительную, основную,
заключительную.
Подготовительная часть занятия.
Общее назначение – подготовка организма к предстоящей работе. Конкретными задачами этой части
является: организация группы; повышение внимания и эмоционального состояния детей; умеренное
разогревание организма. Все упражнения исполняются в умеренном темпе и направлены на общую
подготовку опорно-двигательного аппарата, сердечно - сосудистой и дыхательной систем.
Методические особенности. Продолжительность подготовительной части определяется задачами и
содержанием занятия, составом занимающихся и уровнем их подготовки. На эту часть отводится
примерно 10-15% общего времени занятия.
Основная часть занятия.
Задачами основной части являются: развитие и совершенствование
основных музыкально-ритмических заданий; формирование воспитание творческой активности;
изучение, и совершенствование движений игро-танцев и отработка композиций и т.д, упражнения на
связь с музыкой и др. В конце основной части выполняются задания музыкально-подвижных игр.
Методические особенности. На данную часть занятия отводится примерно 75-85% общего времени.
Порядок решения двигательных задач в этой части строится с учетом динамики работоспособности
детей. Разучивание и корректировка новых движений происходит в начале основной части, в конце –
отработка знакомого материала.
Заключительная часть занятия.
Основные задачи – постепенное снижение нагрузки; краткий
анализ работы, подведение итогов. На эту часть отводится 5-10% общего времени.
Методические особенности. В заключительной части проводится краткий разбор достигнутых на
занятии успехов в выполнении движений, что создает у обучающихся чувство удовлетворения и
вызывает желание совершенствоваться. Замечания и советы по поводу недостаточно освоенных
движений помогает учащимся сосредоточить на них внимание на следующем занятии.