Паспорт
Полное название программы
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Автор-составитель
Звонкие голоса»
ШамшеевАлмас Андрианович, педагог дополнительного
профессионального образования.
Направленность
Художественная
Форма реализации
Очная
Срок реализации
1 год
Возраст обучающихся
7-15 лет
Категория детей
Обучающиеся младшего и среднего школьного возраста.
Уровень освоения программы
Стартовый
Краткая аннотация
Хоровое пение - наиболее массовая и всегда актуальная
форма активного приобщения детей к музыке. Петь может
каждый ребенок, и пение для него естественный и доступный
способ выражения художественных потребностей, чувств,
настроений.
Поэтому
в
руках
умелого
руководителяхормейстера хоровое пение - действенное
средство музыкально-эстетического воспитания учащихся.
В пении соединены такие многогранные средства
воздействия на молодого человека, как слово и музыка. С их
помощью руководитель детского хора воспитывает в детях
эмоциональную отзывчивость на прекрасное в искусстве,
жизни, природе
2
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Звонкие
голоса» разработана на основе следующих нормативных документов:
• Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» /№273- ФЗ от 29.12. 2012 г/;
• Концепции развития дополнительного образования /распоряжение Правительства РФ от 4.09 2014
г. № 1726-р 2014/;
• Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я.
Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. –М.: Просвещение, 2010/;
• Приказа Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам»;
• Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных программ
(письмо министерства образования и науки РФ № 09- 3242 от 18.11.2015);
• Федеральной целевой программы развития дополнительного образования детей в РФ до 2020 года;
• "Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" /распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р г/.
• Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об
утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей»;
• - Устава МАОУ гимназия № 108 имени В.Н.Татищева
• - Положения «О дополнительном образовании учащихся» и иными нормативными правовыми
документами.
Хоровое пение - наиболее массовая и всегда актуальная форма активного приобщения детей к
музыке. Петь может каждый ребенок, и пение для него естественный и доступный способ выражения
художественных
потребностей,
чувств,
настроений.
Поэтому
в
руках
умелого
руководителяхормейстера хоровое пение - действенное средство музыкально-эстетического
воспитания учащихся.
3
В пении соединены такие многогранные средства воздействия на молодого человека, как слово и
музыка. С их помощью руководитель детского хора воспитывает в детях эмоциональную
отзывчивость на прекрасное в искусстве, жизни, природе.
Новизна: состоит в том, что в программе “Звонкие голоса ” делается акцент на развитие показателей
певческого голосообразования. Отличительной особенностью данной образовательной программы
является и то, что она ориентирована на воспитание у обучающихся способности демонстрировать
свое вокальное искусство в музыкальных постановках (мюзикл, детская опера, музыкальный
спектакль), а также предполагает совместные выступления со школьным хором преподавателей.
Актуальность программы обусловлена ее практической значимостью, так как в процессе овладения
основами хорового пения у обучающихся развиваются вокальные данные, творческие способности,
исполнительское мастерство.
Педагогическая целесообразность: обучение по данной образовательной программе позволяет
решить вопрос с занятостью свободного времени детей, пробуждением интереса обучающихся к
хоровой деятельности и профессиональным самоопределением
Цель программы: музыкально-эстетическое и певческое развитие обучающихся; приобщение
детей к искусству, развитие их творческих способностей и приобретение ими начальных вокальнохоровых навыков; развитие творческих способностей обучающихся через организацию коллективнотворческой деятельности.
Задачи:
Обучающие:
-формирование основ певческой, сценической и обще музыкальной культуры (умение
правильно передавать мелодию естественным голосом, без напряжения, постепенно расширяя
диапазон, петь выразительно, передавая характер, настроение, интонации песни, а также свое
отношение к музыкальному образу, содержанию песни);
-обучение навыкам сольного и ансамблевого исполнения;
-приобщение детей к искусству, приобретение ими начальных вокально-хоровых навыков; формирование певческой эмоциональности и выразительности исполнения; Развивающие:
-развитие способы певческих умений: правильную осанку, правильное певческое дыхание,
четкую дикцию и артикуляцию, чистое интонирование отдельных фраз, напевное и отрывистое пение,
слаженность пения;
4
-развивать музыкальные способности и музыкально-слуховые представления через целостное и
дифференцированное восприятие средств выразительности песен (музыкальных — темп, регистр,
динамика, ритм, ладовое чувство, тембр);
-формирование артистической смелости у обучающихся и эмоциональной устойчивости к
публичным выступлениям;
-формирование художественного вкуса и певческой культуры обучающихся на лучших образцах
мировой
классики,
произведениях
современных
композиторов
и
народной
музыки;
Воспитательные:
-приобщение обучающихся к музыкально -художественной культуре через активизацию
творческих способностей посредством вокально-хорового искусства;
-воспитание потребности и готовности к эстетической певческой деятельности, чувства
коллективизма, долга и ответственности за общий труд.
-формирование самостоятельной творческой и целеустремлённой личности с высокими
нравственными качествами;
Особенность данной программы
Главным условием продуктивной работы является качество музыкального материала и методы работы
над ним. Хорошо продуманная последовательность видов работы, чередование легкого и трудного,
напряжения и разрядки делают занятия ансамбля продуктивными и действенными.
Начинаются занятия с 10-15 минутного распевания, в процессе которого происходит
соответствующая эмоциональная настройка, постепенное включение и разогрев голосового аппарата.
В результате специальных вокальных упражнений голос приобретает силу, гибкость и особую
полетность.
Работа над репертуаром - трудоемкая и продолжительная часть занятия. Переключение
внимания обучающихся на разные по характеру произведения активизирует их восприятие, улучшает
результаты творческой деятельности.
В первые двадцать минут обычно идет разучивание мелодии. Во второй час занятий
продолжается разучивание нового репертуара, идет отработка ранее выученных песен.
Репертуар формируется так, чтобы способствовать развитию и укреплению голоса. Многие
песни, при умелом их использовании, становятся той основой, на которой вырабатываются навыки
рационального звукообразования, дыхания, дикции.
5
Благодатный материал для вокальной работы - народные песни. Сама их мелодия как бы
настраивает голос на акустически верное звучание. Одно из важных средств вокального воспитания и
развития заключается в том, что для разучивания берется не одно, а несколько контрастных между
собой произведений. Одновременная работа над быстрыми и медленными, кантиленными и
«стаккатными» произведениями тренирует вокальный аппарат воспитанников, включает в работу
творческое начало и сознательность.
Работа по постановке голоса является особенно сложной и трудной, т.к. голос ребенка требует
очень бережного к себе отношения, особенно в период мутации и постмутации. Обучение
правильному пению необходимо проводить во всем его сложном комплексе: звукообразование,
напевное голосоведение, певческое дыхание, дикция.
Во время работы над чистотой интонирования одновременно следует вырабатывать, звонкость
и вибрато голоса, добиваясь естественности звучания. Раскрывая творческую индивидуальность
исполнителя, прививать ему культуру пения, оберегать его от манерничанья и подражательства.
Формы и режим занятий.
Занятия проводятся в группах (разновозрастной группе). Численный состав группы от 8 до 20 человек
три раза в неделю по 1 академическому часу, всего 105 часов в году
Основным принципом обучения является коллективное творчество, формой занятий — репетиция.
Могут использоваться индивидуальные формы в зависимости от места занятия в системе. Другие
формы занятий: беседа, встреча, игровая программа, смотр, отчет.
Основной формой работы с учащимися является групповое занятие. Здесь дети получают
основные вокально-хоровые навыки.
Ожидаемые результаты освоения программы.
В результате освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Звонкие голоса» будут сформированы следующие компетенции Учебнопознавательная компетенция:
- познают основы певческой, сценической и обще музыкальной культуры;
-сумеют правильно передавать мелодию естественным голосом, без напряжения, постепенно
расширяя диапазон, петь выразительно, передавая характер, настроение, интонации песни, а также
свое отношение к музыкальному образу, содержанию песни);
6
-приобретут начальные навыки сольного и ансамблевого исполнения и вокально-хоровые
навыки;
-познают певческие умения: правильную осанку, правильное певческое дыхание, четкую дикцию
и артикуляцию, чистое интонирование отдельных фраз, напевное и отрывистое пение, слаженность
пения;
-привьют музыкальные способности и музыкально-слуховые представления через целостное и
дифференцированное восприятие средств выразительности песен (музыкальных — темп, регистр,
динамика, ритм, ладовое чувство, тембр);
Общекультурная компетенция -приобретут художественный вкус и певческую культуру на
лучших образцах мировой классики, произведениях современных композиторов и народной музыки;
Компетенция личностного самосовершенствования :
-научатся артистической смелости и эмоциональной устойчивости к публичным выступлениям;
-воспитают в себе потребность и готовность к эстетической певческой деятельности, чувства
коллективизма, долга и ответственности за общий труд.
-сумеют самостоятельно формировать в себе творческую и целеустремлённую личность с
высокими нравственными качествами.
Аттестация обучающихся.
Текущий контроль – проводится на всех этапах обучения. Для эффективного применения
текущего контроля применяются следующие формы проверки:
- беседа по пройденному материалу; - самостоятельная работа; - выполнение практического или
теоретического задания.
Тематический промежуточный контроль знаний проводится по итогам изучения отдельных тем
и разделов учебного курса, когда знания в основном сформированы, систематизированы. - анализ
проделанной работы; - участие в массовых мероприятиях.
Итоговый контроль подведение итогов обучения за полугодие, год - персональный показ
(исполнение изученного музыкального произведения на итоговом занятии) - участие в итоговом
отчетном концерте.
В результате систематичности занятий вокалом у детей улучшается эмоциональная
восприимчивость к музыке. Вежливость, простота, общительность, внимание к окружающим,
доброжелательность – вот те черты, которые воспитываются у детей в процессе занятий в хоре. В
7
конце каждого учебного года проводится отчетный концерт, на котором хор показывают педагогам и
родителям свои достижения за прошедший год. Итоговый контроль проводится в конце учебного года
Кроме знаний, умений и навыков, содержанием проверки достижений является социальное и
общепсихологическое развитие обучающихся, поскольку реализация программы не только формирует
знания, но и воспитывает и развивает.
Учебный план
№
П/П
Наименование тем
Количество часов
Теория
Практика
Всего
1
1
2
Формы
аттестации/контроля
1.Вводное з анятие
1
Вводное занятие
2.Вокальн о-хоровая раб ота
2
Прослушивание голосов
0
2
2
выполнение
практического занятия
3
Певческая установка, дыхание 1
3
4
выполнение
практического
теоретического занятия
4
Распевание
2
10
12
выполнение
практического
теоретического занятия
5
Дирижерские жесты
0
2
0
Унисон
1
6
7
Вокальная позиция
1
3
4
Звуковедение
1
7
8
и
выполнение
практического
теоретического занятия
8
и
выполнение
практического
теоретического занятия
7
и
выполнение
практического
теоретического занятия
6
и
и
выполнение
практического
теоретического занятия
и
8
9
Дикция
1
3
4
выполнение
практического
теоретического занятия
10
Многоголосие
0
4
4
выполнение
практического занятия
11
Время на индивидуалную
работу
0
6
6
выполнение
практического занятия
12
Сводные репетиции
0
14
14
Участие в массовых
мероприятиях
и
3.Музыкально-теоретическая подготовка
13
Основы музыкальной грамоты 2
4
6
Анализ проделанной
работы
14
Развитие музыкального слуха, 1
музыкальной памяти
3
4
выполнение
Развитие чувства ритма
3
15
1
практического
теоретического занятия
4
и
выполнение
практического
теоретического занятия
и
4.Теоретико-аналитическая работа
16
Беседа о гигиене певческого
голоса
1
4
5
выполнение
практического
теоретического занятия
17
Беседа
о
творчестве 0
композиторов классиков
2
2
выполнение
теоретического занятия
18
Беседа о творчестве
современных композиторов
1
1
2
выполнение
теоретического занятия
19
Просмотр
выступления
Евровидении
видеозаписи 2
детей
на
0
2
Анализ проделанной
работы
и
5.Концертно-исполнительская деятельность
20
Праздники, выступления
ИТОГО:
0
13
13
16
89
105
участие
в
итоговом
отчетном концерте
9
Содержание учебного плана
1.Вводное занятие. (2 часа)
Теория: Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя
профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.
2.Вокально-хоровая работа. (65 час.)
Прослушивание детских голосов
Практика: Прослушивание детских голосов. Объяснение целей и задач вокального кружка.
Певческая установка, дыхание
Теория: голос, его постановка, гимнастика для голоса, распев, ритм, ритмика, цепное дыхание,
режиссерские жесты, резонаторы, звуковедение
Практика: Постановка певческой установки, при этом необходимо сохранять ощущение
постоянной внутренней и внешней подтянутости.
Для сохранения необходимых качеств певческого звука и выработки внешнего поведения
певцов основные положения корпуса и головы должны быть следующими:
-
голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая назад;
-стоять твердо на обеих ногах, равномерно распределив тяжесть тела, а если сидеть, то слегка
касаясь стула, также опираясь на ноги;
-
в любом случае корпус держать прямо, без напряжения, слегка подтянув нижнюю часть
живота;
-
при пении в сидячем положении руки хористов должны свободно лежать на коленях,
если не нужно держать ноты;
-
сидеть, положив нога на ногу совершенно недопустимо, ибо такое положение создает в
корпусе ненужное напряжение.
Распевание.
Теория :распевание, голосовой аппарат, правила распевания Практика: создать
эмоциональный настрой.
Занятия с хором обычно начинаются с распевания, которое выполняет двойную функцию:
1.
работе;
разогревание и настройка голосового аппарата певцов с целью подготовки их к
10
2.
развитие
вокально-хоровых
навыков
с
целью
достижения
красоты
и
выразительности звучания певческих голосов в процессе исполнения хоровых произведений.
Выполнить упражнений «на дыхание». Для распевок на первом году занятий следует
использовать знакомые считалки, припевки, дразнилки, которые знакомы детям с раннего детства.
Они удобны и полезны для выработки правильного дыхания, четкого ритма, свободной артикуляции.
Распевание в тональности до мажор, постепенно по полутонам вверх, далее до верхних нот
диапазона и обратно.
Распевание на слова «дай», «бай», для активизации языка и губ. Упражнения на слоги «бри»,
«юра», «ля», и др.
Пение РНП «Степь да степь кругом», латышской народной песни «Вей, вей ветерок» и многих
других
Дирижерские жесты.
Практика: знакомство детей с дирижерскими жестами и их значением: внимание, дыхание,
вступление, снятие, дирижерские схемы 2/4, 3/4, 4/4. Вступление и инструментальные проигрыши к
песням дирижируются одной рукой. При достаточно продуктивном освоении детьми дирижерских
жестов разного характера можно позволить желающим принять участие в эпизоде занятия над
названием «замени педагога». В этом случае желающие проводят покуплетное дирижирование.
Одновременное выполнение с педагогом:
- точное и одновременное начало (вступление).
- снятие звука.
- единовременное дыхание (в определенном темпе и характере).
- единообразное звуковедение (legato, поп legato).
- выравнивание строя.
- изменение в темпе, ритме, динамике.
Унисон
Теория: Понятие «интонация», её роль в хоровом исполнительстве.
Роль ладового чувства в развитии навыка чистого интонирования. Основные причины
детонации. Унисон хоровой партии.
Практика: определить качественное состояние каждого певца
11
Тянуть один звук и, внимательно вслушиваться в общее звучание, стараться слиться со всеми
голосами в унисон по высоте, силе и тембру.
Переносить полученное звучание постепенно на соседние звуки вверх и вниз. Снять
форсировку, обратить внимание хористов на правильную певческую установку, по возможности
устранить излишнюю напряженность мышц, участвующих в голосообразовании, и при движении
голоса вверх попытаться облегчить звук.
Вокальная позиция.
Теория: Правильный вдох, резонатор, опора звука.
Практика: подготовить «место» для звука: мягкое нёбо приподнять, образуя своеобразный
«купол», язык уплощается, нижняя челюсть свободно опускается. Расслабить гортань, установить в
низкое певческое положение. Напомнить о высоком позиционном звучании. Отправить звук в
головной резонатор.
1.
Берем дыхание в диафрагму и с сомкнутыми губами опускаем нижнюю челюсть
и произносим продолжительное «м-м-м» на любой ноте.
2.
Переходим на открытый и продолжительный звук «о-о-о»
3.
Не прекращая переходить на звук «у-у-у»
После к переходим к артикуляции других гласных : «а», «и», «ы», «э» Звуковедение.
Теория: звукообразования, легато, регистр, резонирование.
Практика:
Пение упражнений на различные приемы звуковедения: - прием прикрытия – пение слогами лё,
му, гу, ду.
Пение ёотированных гласных – йэ, йа, йо, йу, способствующих выработке головного звучания.
Дикция.
Теория: Артикуляционный аппарат, правильность артикуляции – соответствие положения
органов артикуляции правильному способу образования звуков.
Практика: Артикуляционная гимнастика: Упражнения для языка – «Самый длинный язычок»,
«Колокольчики», «Конфетка», «Уколы», «Жало змеи».
12
Упражнения для губ – «Весёлый пятачок». Упражнения для челюсти- «Горячая картошка»,
«Зевающая пантера», «Удивленный бегемот».
Речевая дикционная разминка. Работа над скороговорками, над качеством их произношения в
разных темпах типа: «Рапортовал, да недорапортовал, а стал дорапортовывать – совсем
зарапортовался», «От топота копыт пыль по полю летит», «Купил кипу пик»и т.п.
Многоголосное пение.
Практика: Пение вокальной группой упражнений и небольших попевок отдельно по голосам
(чисто, стройно)
Пение без сопровождения.
Пение, чисто интонируя: 1) мажорный звукоряд в восходящем и нисходящем движении; 2)
мажорное трезвучие; 3) диатонические интервалы в пределах квинты. Соединение голосов в
двухголосное пение.
Лучше начинать с песен, в которых имеется самостоятельное движение голосов. На первых
занятиях могут быть использованы такие песни, как «В хороводе», «Соловей, соловеюшка», «У меня
ль во садочке», «Как пошли наши подружки». Нужно помнить, что при пении на два голоса одной из
важнейших задач является выработка у учащихся самостоятельности, сущность которой заключается
в четком проведении своей партии при одновременном звучании другой.
Самостоятельность голосоведения устраняет главную трудность первого этапа двухголосного
пения - частые переходы второго (нижнего) голоса на партию ведущего, первого. Дети, поющие
второй (нижний голос), уверенно ведут свою партию и не сбиваются на партию первого (верхнего)
голоса.
Время на индивидуальную работу. Сводные репетиции
Практика: работа над голосом, дыхательные упражнение, распевки, распевки в парах и
группах, исполнение произведений в разных манерах, участие в мероприятиях.
3.Музыкально-теоретическая подготовка. (14 час.)
Основы музыкальной грамоты
Теория. Знакомство с тональностью и гаммой. Тоника. Устойчивые и неустойчивые ступени.
Размер: 2/4, 3/4, 4/4, метр, темп.
Практика: Пение мажорных и минорных гамм в восходящем и нисходящем движении. Пение
гаммы с разрешением неустойчивых звуков.
13
Определение размера произведения, пение музыкальных примеров в разных размерах
Петь звукоряд до первой октавы - до второй октавы с названием и без названия звуков.
Отличать мажорные песни от минорных. Различать на слух и петь от заданного звука тон и полутон в
восходящем и нисходящем порядке. Сознательно исполнять звуки различной длительности - от
половинной до восьмой, а также целые. Различать ударные и безударные доли такта.
Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти
Теория: Музыкальная память, музыкальные способности, методы запоминания.
Практика: Свободно и точно повторять голосом заданный звук, мотив, попевку.
Спеть мажорное и минорное трезвучие.
Упражнения по видам движения мелодии (постепенное, «скачкообразное») Упражнения на
импровизацию
:
музыкальное
приветствие,
музыкальное
знакомство,
звукоподражание,
минирассказы.
Упражнение «Речевой портрет».
Развитие речевого регистра - изобразить голосом: - пение птиц (кукушка «ку-ку», воробей –
«чив-чив», ворона – «ка-а-а-р», дятел – «тук-тук»); - возгласы зверей; - воспроизвести голоса родных,
друзей.
Изучать название звуков и их расположение на нотном стане в скрипичном ключе (первая,
вторая октавы). Устойчивые и неустойчивые звуки, тон, полутон.
Различать знаки альтерации: бемоль, бекар, диез. Знакомство с ключами и метроритмическими
особенностями строения музыкальных произведений.
Определение практическое в песнях фразы, в них запев и припев.
Различать динамические и темповые обозначения как основные средства музыкальной
выразительности.
Различать тембры фортепиано, скрипки, виолончели, трубы. Также различать тембры
певческих голосов: сопрано, альт, тенор, бас.
Систематически развивать, ритмический, ладовый и тембровый слух. Различать высокие и
низкие звуки, восходящие и нисходящие движения мелодии, повторность их звуков, их долготу,
громкость.
Развитие чувства ритма
Теория: Знакомство с ритмами марша, польки, вальса.
14
Практика: Выполнение ритмических упражнений: «Повтори ритм», «Сочини ритм»,
«Ритмизация слов», «Досочини песенку», «Поём шутки-прибаутки».
Упражнение-игра «Хлопай в ладоши».
Упражнения: «Маршируем под музыку», «Спой своё имя», «Угадай имя», «Хор часов»,
«Колокольный перезвон».
Ритмическая сказка.
4.Теоретико-аналитическая работа. (11 час.)
Беседа о гигиене певческого голоса.
Теория: Беседа о гигиене певческого голоса является важнейшей, так как незнание голосового
аппарата, элементарных правил пользования голосом ведет к печальным результатам. Желательно,
чтобы в области хорового пения обучающиеся приобрели знания об особенностях звучания своих
изменившихся голосов, вызванных мутацией, приучались «нейтрализовать» некоторые негативные
свойства «поведения» голоса в мутационный период. Введение понятий: вступление, запев, припев,
куплет, вариация.
Практика: Слушание музыкальных произведений.
Прослушивание небольших музыкальных произведений.
Прослушивание
небольших
музыкальных
произведений
с
целью
воспитания
эмоциональноэстетической отзывчивости на музыку.
Формирование осознанного восприятия музыкального произведения.
Беседа о творчестве композиторов классиков
Практика: Прослушивание ярких образцов музыкальной культуры лучшими исполнителями.
Познакомить с биографией и творчеством композиторов-классиков:
1. «Родная природа» в музыке
С. Рахманинова
2. «Волшебные мгновения» музыки М.И. Глинки
3. Норвежский сказочник Эдвард Григ
Провести открытый урок по данным темам.
Творчество современных композиторов.
Теория: Детские песни Андрея Варламова, их тематика, жанровое своеобразие
Практика: рассказать краткую биографию А. Варламова, а также других современных
композиторов.
15
Прослушать произведения Вальс Победы", "Чайка", "Российский Дед Мороз", "Серебристые
снежинки", "Топ по паркету", "В новогоднем лесу", "Зонтик", провести беседу о важном смысловом
составляющем современного творчества, сделать сравнительных анализ произведений разных эпох.
Просмотр видеозаписи выступления детей на Евровидении
Теория: Детское Евровидение» - ежегодный международный телевизионный песенный конкурс, в
котором участвуют представители стран-членов Европейского вещательного союза. Его придумали
после Второй мировой войны, чтобы сплотить нации, переживающие итоги трагического события, и
сконцентрироваться на радостях мирного времени. Первый раз «Евровидение» прошло в 1956 году по
задумке Европейского вещательного союза. За образец взяли фестиваль в Сан-Ремо. Конкурс прошел
на родине компании, в Швейцарии, участвовало 7 стран, а победила страна-организатор. Просмотреть
и проанализировать выступления детей, подчерпнуть важные детали и применить на практике.
5.Концертно-исполнительская деятельность. (13 час.)
Праздники, выступления Практика:
Упражнения на голос, его постановку, гимнастика для голоса, распев, упражнения на
цепное дыхание, разучивание песенного репертуара, репетиции, исполнение песен, подготовка к
концертам, участие в концертах.
Методическое обеспечение программы
№ Раздел
или
программы
1
тема Форма
проведения
занятий
Вводное занятие
Групповая,
беседа, игра
2
Вокальнохоровая работа
Групповая,
беседа
Методы и приемы Дидактич.
материал,
организации
техническое
оснащение
УВП
занятия
Инструктаж,
демонстрация
наглядных
пособий
Музыкальная
аппаратура,
компьютер с
выходом
в
интернет,
проектор
Выполнение
практического
и
теоретического
занятия
Музыкальная
аппаратура,
нотный
материал,
фортепиано
16
3
4
5
Музыкальнотеоретическая
подготовка
Групповая,
беседа
Словесные,
игровые,
практически
е методы
Музыкальная
аппаратура,
нотный
материал,
фортепиано,
нотная
тетрадь
компьютер с
выходом
в
интернет,
проектор
Теоретикоаналитическая
Групповая,
Групповой анализ Музыкальная
работа
беседа, игра, проделанной
аппаратура,
опрос
работы, мозговой нотный
штурм
материал,
нотная
тетрадь
компьютер с
выходом
в
интернет,
проектор
в Исполнение
Концертноисполнительская Участие
Музыкальная
итогодеятельность
изученного
аппаратура,
нотный
вом отчетном музыкального
произведения
материал,
концерте
фортепиано
Материально-техническое обеспечение программы
Для организации и осуществления воспитательно-образовательного процесса с учащимися
необходим ряд компонентов, обеспечивающих его эффективность.
Наглядный материал:
- Таблицы;
- Портреты композиторов;
- Нотный стан;
- Музыкальные произведения в CD записи.
17
1.
Помещение, отводимое для занятий, должно отвечать санитарногигиеническим
требованиям: быть сухим, светлым, тёплым, с естественным доступом воздуха, хорошей
вентиляцией, с площадью, достаточной для проведения занятий группы в 12-15 человек.
2.
Для проветривания помещений должны быть предусмотрены форточки.
Проветривание помещений происходит в перерыве между занятиями.
3.
Общее освещение кабинета лучше обеспечивать люминесцентными лампами в
период, когда невозможно естественное освещение.
4.
Фортепиано.
5.
Компьютер.
6.
Колонки.
7.
Магнитофон.
8.
Микрофоны.
Список литературы
1.
Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя- музыканта. – М.: Гуманит.
2.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
3.
Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей
дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2015.
4.
Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство
«Скрипторий 2003», 2017.
5.
Костина Э.П. Камертон. Программа музыкального образования для детей раннего и
дошкольного возраста. М. Просвещение, 2014г.
6.
В.В.
Музыка для преподавателей, воспитателей, классных руководителей 11 классов /сост.
Фадин. - Волгоград: Учитель, 2018. – 99с.
7.
8.
2015.
Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М. АРКТИ, 2014г.
Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,
Ч. 1.– 608 с.: нот.
9.
2015.
Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,
18
Ч. 2. – 400 с.: нот.
10.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.:
Народное образование, 2016.
11.
Стулова Г.Г. «Хоровой класс» Москва «Просвещение» 2014 год.
12.
Тевлина В.К. «Вокально-хоровая работа» в кн. «Музыкальное воспитание в школе».
Выпуск 15, Москва, 2016 год.
13.
2013 г.
Харченко И.В. «Методическое пособие по вокальному искусству» г. Ростов-на-Дону
Литература для детей:
1.
Барабошкина Л., Боголюбова Н. Музыкальная грамота для детей, кн. 1. Изд. 6-е.
Ленинград:
Музыка, 2014.
2.
Гульянц Е.И. Детям о музыке. М.: Аквариум, 2010.
3.
Дейнс Э. Первая энциклопедия музыки. М.: Махаон, 1999.
4.
Королева Е.А. Музыка в сказках, стихах и картинках: Книга для учащихся и учителей.
М.:
Просвещение, 2016.
5.
Петрушин В.И. Слушай. Пой. Играй. Пособие для музыкального самообразования. М.:
«Владос», 2014.
6.
Рыцарева М.Г. Музыка и я: Популярная энциклопедия для детей. М.: Музыка, 2012.
7.
Финкельштейн Э. Музыка от А до Я. Ленинград: Советский композитор, 2016.
8.
Шакирова И. Музыка в сказке. М.: Лист, 2014.
Сведения о составителе:
Шамшеев Алмас Анриянович
Средне-специальное образование по специальности "Музыкальное образование" учитель музыки,
музыкальный руководитель,
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
"Красноуфимский педагогический колледж" город Красноуфимск Свердловской области
Аттестован на соответствие категории
19