ДООП Хор

Паспорт программы
Название программы
Составитель программы
Вид программы
Направленность программы
Форма реализации программы
Срок реализации программы
Возраст обучающихся
Категория обучающихся
Уровень освоения программы
Краткая аннотация программы

2

«Хор»
Аранбицкий Александр Григорьевия
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественная
очная
2 года
15-17 лет
Учащиеся старшего школьного возраста
базовый
Во внеклассной и внешкольной работе хоровое
пение занимает важное место и принадлежит к
основным
видам
музыкального
исполнительства. Занятия хоровым пением
являются одним из средств разностороннего
развития учащихся: музыкально-творческого и
личностного.
Этот
вид
музыкальной
деятельности имеет ряд особенностей, которые
выражаются в качестве «музыкального
инструмента» - голосового аппарата – органа
речи и пения, а также в коллективной природе
хорового пения. Важным моментом является
тот факт, что правильное обучение пению с
детства есть наиболее массовая форма охраны
голоса.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной
направленности «Хор» составлена на основе:
• Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» /№273- ФЗ от 29.12. 2012
г/;
• Концепции развития дополнительного образования /распоряжение Правительства РФ от
4.09 2014 г. № 1726-р 2014/;
• Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /
А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. –М.: Просвещение, 2010/;
• Приказа Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
• Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных
программ (письмо министерства образования и науки РФ № 09- 3242 от 18.11.2015); •
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41
«Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей»;
• Федеральной целевой программы развития дополнительного образования детей в РФ до 2020
года; • "Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года"
/распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р г/.;
- Устава МАОУ гимназия № 108 имени В.Н.Татищева
- Положения «О дополнительном образовании учащихся» и иными нормативными
правовыми документами.
Данная программа является составительской и разработана на основе программы “Теория и
практика работы с детским хором”, созданной доктором педагогических
наук, Г.П.
Стуловой. Программа реализуется в системе дополнительного образования.
Новизна. Отличие данной программы от уже имеющихся программ в том, что автор умело
синтезирует в преподавании основные методические положения с собственными методами
вокально-хоровой работы: применяет собственную методику постановки голоса и певческой
речи, а также собственную методику распевания хора (ансамбля). Ценность и актуальность
данной программы в том, что автор адаптирует ее в сферу дополнительного образования,
применяя методы оптимизации учебного процесса. Взаимодействие с типовыми программами
«Хор» и «Музыка» носят опосредованный характер, т.к. они в основном ориентированы на
школьный урок музыки, где вокальной работе отводится лишь часть урока.
Актуальность. Во внеклассной и внешкольной работе хоровое пение занимает важное место
и принадлежит к основным видам музыкального исполнительства. Занятия хоровым пением
являются одним из средств разностороннего развития учащихся: музыкально-творческого и
личностного. Этот вид музыкальной деятельности имеет ряд особенностей, которые
выражаются в качестве «музыкального инструмента» - голосового аппарата – органа речи и
пения, а также в коллективной природе хорового пения. Важным моментом является тот факт,
что правильное обучение пению с детства есть наиболее массовая форма охраны голоса.

3

Педагогическая целесообразность: обучение по данной образовательной программе
позволяет решить вопрос с занятостью свободного времени детей, пробуждением интереса
обучающихся к хоровой деятельности и профессиональным самоопределением
Цель дополнительной образовательной программы – создание условий для формирования
музыкально-эстетической культуры через приобщение детей к высоким образцам вокальнохоровой музыки.
Задачи дополнительной образовательной программы:
–
развитие исполнительской вокально-хоровой культуры;
–
расширение музыкального кругозора в процессе освоения обширного
высокохудожественного репертуара;
–
развитие творческих навыков хорового исполнительства посредством изучения
лучших образцов хоровой музыки отечественных и зарубежных композиторов,
народного песенно-хорового творчества;
–
воспитание художественного вкуса;
–
изучение различных стилей и жанров хоровой музыки; –
знакомство
с
принципами подбора концертного репертуара.
Целью работы со школьниками в процессе их обучения пению в школе является
оптимальное индивидуальное певческое развитие каждого участника хора, обучение его
умению петь в хоре, формирование его певческой и общей культуры. В связи с этим задачи
можно разделить на две группы.
1
группа – задачи специального развития: формирование навыков певческой
установки,
разностороннее
развитие
вокально-хорового
слуха,
накопление
музыкальнослуховых представлений, развитие мышления, формирование музыкальной
памяти, формирование стереотипа координации деятельности голосового аппарата с
основными свойствами певческого голоса – звонкостью, полетностью, вибраторностью,
разборчивостью, мягкостью, с оптимальной для каждого силой, формированием
эмоциональности. На этой основе происходит формирование хоровых навыков: пение без
сопровождения, многоголосное пение, умение стройно петь в ансамбле (согласованно, слитно,
уравновешенно).
2
группа – задачи формирования личностных качеств: потребности и готовности
к эстетической певческой деятельности, эстетического вкуса, высоких нравственных качеств.
Форма и режим занятий
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной
программы, - 15-17 лет. Образовательный процесс рассчитан на два года. Занятия проходят в
группах от 8 до 20 человек три раза в неделю по одному академическому часу в первый год
обучения, всего 105 часов; четыре раза в неделю по одному академическому часу во второй
год обучения, всего 140 часов.
Занятия и репетиции проходят как в форме групповых, так и в форме сводных
репетиций. Используются также формы: круглые столы, семинары, творческие мастерские,
выступления, спектакли, концерты, мастер-классы, творческие лаборатории Ожидаемые
результаты:
В результате освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Хоровая студия» будут сформированы следующие компетенции:
Общекультурная компетенция:
- развивать хоровый эстетический вкус через знакомство с великими произведениями и
их изучение

4

- формировать
вокальные навыки (певческое дыхание при правильном
звукообразовании в связи с различными динамическими и темповыми показателями,
характером произведения, музыкальной фразировкой; звукообразование как выработка
однотипной звучности отдельных партий и хора в целом на всем хоровом диапазоне, при
любой динамике, темпе и характере музыки; дикция в условиях пения);
- формировать хоровые навыки (умение петь в ансамбле, сообразуясь со звучанием
голосов и партией хора, учитывая тембр, динамику, строй, метроритмику, агогику,
звуковедение, дикцию; умение петь “по руке” дирижера, выполняя его требования при
исполнении хорового произведения). -Компетенция личностного самосовершенствования:
-развивать у хористов чувство коллективизма, ответственности за общее дело,
эмоциональность, художественный вкус, а также музыкальные способности, вырабатывает
навык ориентации в общей хоровой звучности.
-слышать все хоровые партии и анализировать качество звучания хора в целом.
- учиться лидерским качествам и работе в команде (сплоченном коллективе)
Коммуникативная компетенция:
-Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или
небольшого текста);
-Слушать и понимать речь других;
-Договариваться с одноклассниками о правилах поведения и общения и следовать
им;
-Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера и
исполнителя).

Аттестация обучающихся
Организация
контрольно-оценочной
деятельности
осуществляется
руководителем хорового коллектива в форме сдачи хоровых партий индивидуально и в
составе хорового ансамбля (квартет, квинтет) в рамках промежуточного и итогового
контроля Критерии оценки умений и навыков:
- чистота интонации;
- правильность ритмического рисунка;
- характер звука;
- выразительность фразировки;
- четкость дикции;
- правильность звукообразования; ансамблевые навыки.
Уровни:
Высокий (5) – эмоциональное выразительное исполнение, чистая интонация, верность
ритмического рисунка, четкая дикция, умение петь в ритмическом и динамическом ансамбле
с другими партиями.
Средний (4) – недостаточно выразительное исполнение, позиционная неустойчивость,
незначительные ритмические ошибки, наличие недостатков звукообразования, нарушение
некоторых видов ансамбля (динамического, ритмического, дикционного).

5

Низкий (3) – маловыразительное исполнение, отсутствие дыхательной опоры, пестрота
гласных, отсутствие высокой певческой позиции, несоответствие характера звука образу
исполняемого произведения, фальшивая интонация, нарушение хорового ансамбля.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Группа №1 (первый год обучения)

№
п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

Наименование раздела, темы

Введение
Постановка корпуса, головы в пении
Певческое дыхание и опора

4

2

2

4

2

2

4

2

2

2

4

2

4

2

-

2

2

2

-

4

2

2

2

2

-

4

2

2

4

2

2

6

-

6

2

2

2

3

2

3

Атака звука. Формирование мягкой атаки
6
звука. Формирование твердой атаки звука
Грудное и головное резонирование.
Формирование высокой певческой позиции 6
Регистры голоса, переходные ноты,
сглаживание регистров
Гласные в пении. Формирование
однохарактерности звучания гласных
Певческая артикуляция и дикция. Развитие
«внутриглоточной» артикуляции
Положение гортани в пении
Звуковедение: legato, non legato, staccato в
умеренном, медленном, быстром темпах
Кантиленное пение
Развитие диапазона голоса

Развитие слуховых, резонаторных и
4
мышечных ощущений
Формирование устойчивого
интонирования. Пение народных песен без 5
сопровождения
Формирование
навыка
исполнения
5
школьных песенных произведений

6

тв.задани
е
тв.задани
е
тв.задани
е
тв.задани
е
тв.задани
е
сообщени
е
сообщени
е
доклад
доклад
тв.задани
е
тв.задани
е
тв.задани
е
тв.задани
е
тв.задани
е

п/п

Наименование раздела, темы

16. Концертная деятельность
17. Сводные репетиции
Итого

12
31
105

26

12
31
79

концерт
концерт

доклад
тв.задани
е
тв.задани
е
тв.задани
е
тв.задани
е

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Группа №2 (первый год обучения)

№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

Наименование раздела, темы

Введение
Постановка корпуса, головы в пении
Певческое дыхание и опора

6

2

4

6

2

4

6

2

4

2

6

2

6

-

4

4

-

3

3

4

-

2

4

2

4

8

-

8

6

2

4

7

2

5

Атака звука. Формирование мягкой атаки
8
звука. Формирование твердой атаки звука
Грудное и головное резонирование.
Формирование высокой певческой позиции 8
Регистры голоса, переходные ноты,
4
сглаживание регистров
Гласные в пении. Формирование
4
однохарактерности звучания гласных
Певческая артикуляция и дикция. Развитие
6
«внутриглоточной» артикуляции
Положение гортани в пении
4
Звуковедение: legato, non legato, staccato в
6
умеренном, медленном, быстром темпах
Кантиленное пение
6
Развитие диапазона голоса
Развитие слуховых, резонаторных
мышечных ощущений
Формирование устойчивого

14.

7

и

тв.задани
е
доклад
тв.задани
е
сообщени
е

сообщени
е
тв.задани
е
тв.задани
е
тв.задани
е

интонирования. Пение народных песен без
сопровождения

п/п

15.

Наименование раздела, темы

Формирование
навыка
исполнения
14
школьных песенных произведений

16. Концертная деятельность
17. Сводные репетиции
Итого

12
29
140

2

12

31

12
29
109

концерт
концерт
концерт

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
(Первый год обучения)
Тема 1. Введение
Теория: органы, участвующие в голосообразовании: ротовая и носовая полости с
придаточными полостями, глотка, гортань с голосовыми складками, трахея, бронхи, легкие,
грудная клетка с дыхательными мышцами и диафрагмой, мышцы брюшной полости. Связь
работы органов голосообразования с центральной нервной системой. Правила гигиены и
режима голоса. Правильная организация занятий, особенно в период мутации. Причины
профессиональных заболеваний. Профилактика простудных заболеваний. Охрана детских
голосов. Практика: дыхательная гимнастика.
Тема 2. Постановка корпуса, головы в пении
Теория: свободное, но активное состояние корпуса мобилизует мышцы на выполнение
фонационного задания. Стоять нужно твердо на обеих ногах, равномерно распределив тяжесть
тела; спина выпрямлена и хорошо прогнут поясничный отдел позвоночника; голову держать
прямо, шейная мускулатура свободна от напряжения. Практика: дыхательная гимнастика.
Тема 3. Певческое дыхание и опора
Теория: типы дыхания: грудное, брюшное или диафрагматическое, смешанное
нижнереберно-диафрагматическое.
Оптимальным
типом
дыхания
является
нижнеребернодиафрагматичекое.
Опора дыхания является составной частью певческой опоры, которая возникает при
взаимодействии гортани, органов дыхания и надскладочного отдела голосового аппарата.
Основным критерием певческой опоры является качество воспроизводимого звука.
В работе с хористами следует пользоваться следующими принципами дыхания:
спокойный, умеренный по количеству, глубокий вдох на полузевке, небольшая задержка
дыхания перед началом звука, плавная подача дыхания с сохранением в процессе пения
вдыхательной установки и умение его распределять. Следить за тем, чтобы у поющего не
поднимались плечи при вдохе.

8

На первых порах даются короткие упражнения в медленном темпе, не требующие
большого запаса дыхания, длительного выдоха и большой опоры.
Позднее вырабатывается умение соразмерять полноту вдоха, степень дыхательной
опоры с задачами в каждой отдельной музыкальной фразе в зависимости от ее
продолжительности, динамики звука, выразительных акцентов и т.д. (Умеренный вдох и
экономное его расходование, не связанное с чрезмерным напряжением мышц, чтобы
максимально больший процент воздуха превращался в звуковые волны.) Практика:
дыхательная гимнастика и вокальные упражнения.
Тема 4. Атака звука. Формирование мягкой атаки звука. Формирование твердой атаки
звука
Теория: атака звука, организуя работу голосовых складок в начальный момент
голосообразования, определяет все последующее звучание.
Виды атак: твердая, мягкая, придыхательная. Применение того или другого вида атаки
определяется индивидуальными особенностями хориста. Атака как выразительное средство в
пении.
Формирование мягкой атаки звука. Надо добиваться, чтобы атака была четкой, чтобы
поющий брал звук сразу, без «въездов» и призвуков, как бы «сверху» (ротоглотка
устанавливается в положение полузевка).
При твердой атаке голосовые складки плотно смыкаются до начала выдоха. Твердой
атаки требуют драматически насыщенные произведения или фрагменты из них. С твердой
атакой сопряжено исполнение маршеобразных песен, входящих в программу школы.
Применение твердой атаки целесообразно для активизации голосовых складок при
вялой подаче звука. Практика: дыхательная гимнастика, вокальные упражнения, пение
канонов.
Тема 5. Грудное и головное резонирование. Формирование высокой певческой позиции
Теория: резонирование - ощущение концентрации звуковых волн. К грудным
резонаторам относятся: грудная клетка, трахея, бронхи. К головным резонаторам: твердое
небо, полость глотки, полость носа с его придаточными полостями, зубы и т.д. Резонаторные
ощущения рефлекторно стимулируют работу гортани. Грудное резонирование сообщает звуку
полноту и объемность звучания. В результате головного резонирования голос обретает
«полетность», собранность, «металл». Головные резонаторы являются индикаторами
правильного голосообразования, помогают формированию высокой певческой позиции.
Работать над развитием ощущения головного резонирования при свободном положении
артикуляционного аппарата на центральном участке диапазона, добиваясь округленного,
высокого, опёртого звучания. Затем распространить такое звучание на весь голос. Петь
упражнения и вокализы на гласные, позволяющие произвести раннее включение головного
регистра (и, е, у,(ю). Условием кратковременного удержания результата должно стать
появление в голосе высокой певческой форманты. Практика: вокальные упражнения, пение
канонов и вокализов.
Тема 6. Регистры голоса, переходные ноты, сглаживание регистров
Теория: голос от природы звучит на протяжении всего диапазона неодинаково, имеет
регистры. Между регистрами существует несколько переходных нот. Под регистрами
певческого голоса с методической точки зрения понимается ряд однородно звучащих звуков.
С физиологической точки зрения регистры составляют определенный тип работы голосовых
складок.

9

Смешение регистров является одним из необходимых приемов выравнивания всего
диапазона и формирования полноценно звучащих верхних нот.
Основные принципы работы над ровностью диапазона певческого голоса:
совершенствование смешанного голосообразования на центральном участке диапазона,
включение головного регистра при фонации гласного «ю» на «си-бемоль» 1 октавы, гласного
«е» на «до-диез» 2 октавы, гласного «и» на «до» 2 октавы; плавная подача дыхания, мягкая
атака и свободное звучание голоса, при этом особенно внимательно нужно следить за
формированием переходных нот, округляя их несколько больше, чем остальные звуки до того
времени, когда регистры сольются в единое звучание. Практика: вокальные упражнения,
пение канонов и вокализов, хоровой репертуар.
Тема 7. Гласные в пении. Формирование однохарактерности звучания гласных
Теория: фонетический метод воспитания голоса. Гласные являются основой пения. На
этих звуках вырабатываются все основные вокальные качества голоса. Образование гласных
звуков связано с присутствием и усилением определенной области обертонов, называемой
формантой гласного звука. Чем выше форманта гласного, тем звучнее гласный. По этому
признаку основные гласные звуки нашей речи делятся на звонкие и глухие. Верхние форманты
гласных «и» и «е» самые высокие, поэтому эти гласные отличаются наибольшей звонкостью
и «близостью».
В начале обучения гласные «е», «и», «у» («ю») осваиваются «снизу - вверх», а гласные
«о», «а» «сверху - вниз». Последним осваивается гласный «а». Практика: распевание, хоровой
репертуар.
Тема 8. Певческая артикуляция и дикция. Развитие «внутриглоточной» артикуляции
Теория: артикуляция - работа и расположение органов речи при произнесении слогов,
слов, фраз. К органам артикуляции относятся: работа внутриглоточной полости (глотки,
мягкого неба) и работа внешней артикуляции (губ, нижней челюсти, языка).
Интенсивность и согласованность работы артикуляционных органов определяет
качество произнесения звуков речи, разборчивость слов, или дикцию.
Отличие вокальной речи от обычной. Правила вокальной речи. Работа по развитию
«внутриглоточной» артикуляции. Умение координировать работу полости зева или
внутриглоточной полости (глотки, мягкого неба и, отчасти, корня языка) сказывается на
работе дыхательного аппарата и качественной стороне звука. При правильной работе
«внутриглоточной» артикуляции активизируются мышцы глотки, мягкого неба, тем самым
освобождаются от напряжения язык, нижняя челюсть, губы, голосовые складки. Практика:
хоровой репертуар.
Тема 9. Положение гортани в пении
Теория: гортань при пении устанавливается в особое певческое положение, которое
отличается от ее положения при покое и речи. При обучении пению надо создать
благоприятные условия для того, чтобы гортань смогла занять наиболее удобное положение
для звукообразования и сохраняла найденное положение на всех гласных и на всем диапазоне
голоса. С этой целью необходимо добиться полной свободы движений нижней челюсти и
языка, естественного зевка и правильного дыхания. Практика: хоровой репертуар.
Тема 10. Звуковедение: legato, non legato, staccato в умеренном, медленном,
быстром темпах

10

Теория: пение легато - такая манера пения, когда каждый последующий звук является
продолжением предыдущего, как бы «выливается» из него. Упражнения на легато являются
основным средством выработки кантилены, которая неразрывно связана с длительным
равномерным, правильно организованным выдохом. Поэтому упражнения на легато с
постепенно удлиняющимися музыкальными фразами хорошо развивают певческое дыхание.
При такой манере пения легче перенести нужное звучание с одного звука на другой. Слитное
пение отдельных тонов помогает и выравниванию звучания. Следить за устойчивым свободнозафиксированным положением гортани.
Пение на стаккато связано с активным смыканием голосовых складок. Оно хорошо
активизирует их работу, способствует усвоению четкой атаки и потому очень полезно при
вялом тонусе голосовых мышц, при сиплом призвуке.
Каждая спетая на стаккато нота не должна сопровождаться снятием вдыхательной
установки. Пение фразы на стаккато должно проходить как бы на одном дыхании.
Практика: хоровой репертуар.
Тема 11. Кантиленное пение
Теория: кантилена, т.е. непрерывно льющийся звук, составляет основу пения.
Необходимо перенести навык пения упражнений на легато на исполнение произведений с
текстом.
Незаменимым средством для выработки кантилены, развития дыхания, выравнивания
звучания во всем диапазоне и, следовательно, сглаживания регистров, а также для развития и
беглости голоса являются гаммы. Гаммы поются снизу вверх и сверху вниз. При пении сверху
вниз необходимо следить, чтобы все нисходящие звуки имели одинаковую опору и звучали в
одной позиции. При исполнении гамм снизу вверх особое внимание надо обратить на первый,
нижний звук. Он берется в намеренно высокой позиции. Такой прием обеспечивает ровность
звучания на протяжении всей гаммы. Пение гамм способствует расширению певческого
диапазона. Практика: вокальные упражнения, хоровой репертуар.
Тема 12. Развитие диапазона голоса
Теория: постепенно во время занятий объем звуков, охваченных упражнениями,
расширяется. Со временем он увеличивается на весь диапазон голоса. Полезно петь
упражнения на различные интервалы (терции, кварты, квинты, сексты, октавы), что
способствует выравниванию звучания. К этому виду упражнений относится пение трезвучий
и арпеджио. Практика: вокальные упражнения.
Тема 13. Развитие слуховых, резонаторных и мышечных ощущений
Теория: пение неразрывно связано со слуховыми, резонаторными (вибрационными),
мышечными и другими ощущениями. При помощи ощущений певец контролирует и
регулирует процесс своего голосообразования. Но роль этих ощущений при обучении пению
неодинакова, так как они по-разному отражаются в сознании. Наиболее осознанными
являются слуховые ощущения и представления, поэтому слух является главным регулятором
голоса. В процессе обучения у хориста развивается сознательное отношение к
воспроизводимому звуку, основанное в первую очередь на слуховом восприятии и контроле.
Постепенно развиваются резонаторные и мышечные ощущения, менее осознаваемые и мало
знакомые в начале вокального обучения. Практика: хоровой репертуар.
Тема 14. Формирование устойчивого интонирования. Пение народных песен без
сопровождения

11

Теория: пение без сопровождения инструмента является необходимым способом
развития внутреннего слуха. В процессе его активно развиваются все компоненты слуховых
представлений о певческом звуке: тембровые, динамические и звуковысотные. Пение без
сопровождения способствует развитию самостоятельности и самоконтроля, налаживает
четкую координацию между слухом и голосовым аппаратом, формирует и совершенствует
вокальные навыки, создает объективные условия для активного формирования ладового
чувства и навыков выразительного интонирования.
На начальном этапе обучения необходимо упростить интонационные и
вокальнотехнические задачи: использовать народные песни с предельно простым
интонационным и метроритмическим рисунком, ясным ладовым построением, содержащие
привычные для слуха мелодические обороты. Следует подбирать песни с очень ограниченным
диапазоном (не более октавы), в удобной для хориста тональности, чтобы тесситура песен
была приближена к примарной зоне звучания его голоса. После закрепления устойчивого и
выразительного интонирования на несложном по интонации материале народных песен со
значительной опорой на устойчивые ступени лада переходят на пение более трудных в
интонационном и вокально-техническом отношении песен с неустойчивыми интервалами
(сексты, септимы, увеличенные и уменьшенные интервалы). Увеличивается диапазон песен;
протяженность фраз, спетых на одном дыхании; степень трудности исполнительских,
художественных задач.
Практика: хоровой репертуар без инструментального
сопровождения.
Тема 15. Формирование навыка исполнения песенных произведений
Теория: пение сидя затрудняет вокальное исполнение. Хористу необходимо выполнять
сразу несколько задач: ярко произносить слова, петь на опоре сидя. Практика: хоровой
песенный репертуар.
Тема 16. Концертная деятельность.
Практика: закрепление полученных вокально-хоровых навыков через исполнение
произведений различных жанров для хора.
Тема 17. Сводные репетиции.
Практика: закрепление полученных вокально-хоровых навыков через исполнение
вокально-тренировочных упражнений и произведений различных жанров для хора.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Группа №3 (второй год обучения)
№
п/п

1.
2.

Наименование раздела, темы

Певческое дыхание и опора

6

2

4

Атака звука. Формирование мягкой атаки
6
звука. Формирование твердой атаки звука

2

4

12

тв.задани
е
доклад

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

Грудное и головное резонирование.
Формирование высокой певческой позиции 6

Речитативно-декламационный
исполнения
Развитие диапазона голоса

13.

2

6

2

6

-

4

4

4

-

стиль

6

3

3

4

4

-

2

4

2

4

8

-

8

6

2

1

7

2

5

Формирование
устойчивого
интонирования. Пение народных песен без 6
сопровождения
Работа над гибкостью и подвижностью
6
голоса, точной интонацией, филировкой
звука. Пение при разнообразии динамики,
акценты.

№
п/п

12.

4

Регистры голоса, переходные ноты,
8
сглаживание регистров
Певческая артикуляция и дикция. Развитие
8
«внутриглоточной» артикуляции
Звуковедение: legato, non legato, staccato в
4
умеренном, медленном, быстром темпах
Кантиленное пение

доклад
2

презентац
ии
тв.задани
е
тв.задани
е
тв.задани
е
тв.задани
е
тв.задани
е
тв.задани
е
тв.задани
е

Наименование раздела, темы

Формирование навыка исполнения
школьных песенных произведений
Формирование навыка пения в ансамбле.

Формирование навыка работы над
управлением своим голосом; умение
самостоятельно справляться с
14.
техническими и художественными
задачами в работе над репертуаром; анализ
пения своих товарищей.
Выразительное воплощение в пении
художественного замысла композитора
15.
(ясная дикция, фразировка, логическое
ударение, кульминация)
16. Концертная деятельность
17. Сводные репетиции
Итого

13

14

2

12

12
29
140

31

12
29
109

тв.задани
е
тв.задани
е
Доклад

сообщени
е

концерт
концерт

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
(Второй год обучения)
Тема 1. Певческое дыхание и опора
Теория: типы дыхания: грудное, брюшное или диафрагматическое, смешанное
нижнереберно-диафрагматическое.
Оптимальным
типом
дыхания
является
нижнеребернодиафрагматичекое.
Опора дыхания является составной частью певческой опоры, которая возникает при
взаимодействии гортани, органов дыхания и надскладочного отдела голосового аппарата.
Основным критерием певческой опоры является качество воспроизводимого звука.
В работе с хористами следует пользоваться следующими принципами дыхания:
спокойный, умеренный по количеству, глубокий вдох на полузевке, небольшая задержка
дыхания перед началом звука, плавная подача дыхания с сохранением в процессе пения
вдыхательной установки и умение его распределять. Следить за тем, чтобы у поющего не
поднимались плечи при вдохе.
На первых порах даются короткие упражнения в медленном темпе, не требующие
большого запаса дыхания, длительного выдоха и большой опоры.
Позднее вырабатывается умение соразмерять полноту вдоха, степень дыхательной
опоры с задачами в каждой отдельной музыкальной фразе в зависимости от ее
продолжительности, динамики звука, выразительных акцентов и т.д. (Умеренный вдох и
экономное его расходование, не связанное с чрезмерным напряжением мышц, чтобы
максимально больший процент воздуха превращался в звуковые волны.)
Практика: дыхательная гимнастика и вокальные упражнения.
Тема 2. Атака звука. Формирование мягкой атаки звука. Формирование твердой атаки
звука
Теория: атака звука, организуя работу голосовых складок в начальный момент
голосообразования, определяет все последующее звучание.
Виды атак: твердая, мягкая, придыхательная. Применение того или другого вида атаки
определяется индивидуальными особенностями хориста. Атака как выразительное средство в
пении.
Формирование мягкой атаки звука. Надо добиваться, чтобы атака была четкой, чтобы
поющий брал звук сразу, без «въездов» и призвуков, как бы «сверху» (ротоглотка
устанавливается в положение полузевка).
При твердой атаке голосовые складки плотно смыкаются до начала выдоха. Твердой
атаки требуют драматически насыщенные произведения или фрагменты из них. С твердой
атакой сопряжено исполнение маршеобразных песен, входящих в программу школы.
Применение твердой атаки целесообразно для активизации голосовых складок при
вялой подаче звука. Практика: дыхательная гимнастика, вокальные упражнения, пение
канонов.

14

Тема 3. Грудное и головное резонирование. Формирование высокой певческой позиции
Теория: резонирование - ощущение концентрации звуковых волн. К грудным
резонаторам относятся: грудная клетка, трахея, бронхи. К головным резонаторам: твердое
небо, полость глотки, полость носа с его придаточными полостями, зубы и т.д. Резонаторные
ощущения рефлекторно стимулируют работу гортани. Грудное резонирование сообщает звуку
полноту и объемность звучания. В результате головного резонирования голос обретает
«полетность», собранность, «металл». Головные резонаторы являются индикаторами
правильного голосообразования, помогают формированию высокой певческой позиции.
Работать над развитием ощущения головного резонирования при свободном положении
артикуляционного аппарата на центральном участке диапазона, добиваясь округленного,
высокого, опёртого звучания. Затем распространить такое звучание на весь голос. Петь
упражнения и вокализы на гласные, позволяющие произвести раннее включение головного
регистра (и, е, у,(ю). Условием кратковременного удержания результата должно стать
появление в голосе высокой певческой форманты. Практика: вокальные упражнения, пение
канонов и вокализов.
Тема 4. Регистры голоса, переходные ноты, сглаживание регистров
Теория: голос от природы звучит на протяжении всего диапазона неодинаково, имеет
регистры. Между регистрами существует несколько переходных нот. Под регистрами
певческого голоса с методической точки зрения понимается ряд однородно звучащих звуков.
С физиологической точки зрения регистры составляют определенный тип работы голосовых
складок.
Смешение регистров является одним из необходимых приемов выравнивания всего
диапазона и формирования полноценно звучащих верхних нот.
Основные принципы работы над ровностью диапазона певческого голоса:
совершенствование смешанного голосообразования на центральном участке диапазона,
включение головного регистра при фонации гласного «ю» на «си-бемоль» 1 октавы, гласного
«е» на «до-диез» 2 октавы, гласного «и» на «до» 2 октавы; плавная подача дыхания, мягкая
атака и свободное звучание голоса, при этом особенно внимательно нужно следить за
формированием переходных нот, округляя их несколько больше, чем остальные звуки до того
времени, когда регистры сольются в единое звучание.
Практика: вокальные упражнения, пение канонов и вокализов, хоровой репертуар.
Тема 5. Певческая артикуляция и дикция. Развитие «внутриглоточной» артикуляции
Теория: артикуляция - работа и расположение органов речи при произнесении слогов,
слов, фраз. К органам артикуляции относятся: работа внутриглоточной полости (глотки,
мягкого неба) и работа внешней артикуляции (губ, нижней челюсти, языка).
Интенсивность и согласованность работы артикуляционных органов определяет
качество произнесения звуков речи, разборчивость слов, или дикцию.
Отличие вокальной речи от обычной. Правила вокальной речи. Работа по развитию
«внутриглоточной» артикуляции. Умение координировать работу полости зева или
внутриглоточной полости (глотки, мягкого неба и, отчасти, корня языка) сказывается на
работе дыхательного аппарата и качественной стороне звука. При правильной работе
«внутриглоточной» артикуляции активизируются мышцы глотки, мягкого неба, тем самым
освобождаются от напряжения язык, нижняя челюсть, губы, голосовые складки. Практика:
хоровой репертуар.

15

Тема 6. Звуковедение: legato, non legato, staccato в умеренном, медленном,
быстром темпах
Теория: пение легато - такая манера пения, когда каждый последующий звук является
продолжением предыдущего, как бы «выливается» из него. Упражнения на легато являются
основным средством выработки кантилены, которая неразрывно связана с длительным
равномерным, правильно организованным выдохом. Поэтому упражнения на легато с
постепенно удлиняющимися музыкальными фразами хорошо развивают певческое дыхание.
При такой манере пения легче перенести нужное звучание с одного звука на другой. Слитное
пение отдельных тонов помогает и выравниванию звучания. Следить за устойчивым свободнозафиксированным положением гортани.
Пение на стаккато связано с активным смыканием голосовых складок. Оно хорошо
активизирует их работу, способствует усвоению четкой атаки и потому очень полезно при
вялом тонусе голосовых мышц, при сиплом призвуке.
Каждая спетая на стаккато нота не должна сопровождаться снятием вдыхательной
установки. Пение фразы на стаккато должно проходить как бы на одном дыхании.
Практика: хоровой репертуар.
Тема 7. Кантиленное пение
Теория: кантилена, т.е. непрерывно льющийся звук, составляет основу пения.
Необходимо перенести навык пения упражнений на легато на исполнение произведений с
текстом.
Незаменимым средством для выработки кантилены, развития дыхания, выравнивания
звучания во всем диапазоне и, следовательно, сглаживания регистров, а также для развития и
беглости голоса являются гаммы. Гаммы поются снизу вверх и сверху вниз. При пении сверху
вниз необходимо следить, чтобы все нисходящие звуки имели одинаковую опору и звучали в
одной позиции. При исполнении гамм снизу вверх особое внимание надо обратить на первый,
нижний звук. Он берется в намеренно высокой позиции. Такой прием обеспечивает ровность
звучания на протяжении всей гаммы. Пение гамм способствует расширению певческого
диапазона. Практика: вокальные упражнения, хоровой репертуар.
Тема 8. Речитативно-декламационный стиль исполнения
Теория: исполнять речитативы следует опертым звуком. Они требуют большой
декламационно-логической осмысленности фразы, хорошей дикции и четкой музыкальной
формы. Практика: хоровой репертуар.
Тема 9. Развитие диапазона голоса
Теория: постепенно во время занятий объем звуков, охваченных упражнениями,
расширяется. Со временем он увеличивается на весь диапазон голоса. Полезно петь
упражнения на различные интервалы (терции, кварты, квинты, сексты, октавы), что
способствует выравниванию звучания. К этому виду упражнений относится пение трезвучий
и арпеджио. Практика: вокальные упражнения.
Тема 10. Формирование устойчивого интонирования. Пение народных песен без
сопровождения
Теория: пение без сопровождения инструмента является необходимым способом
развития внутреннего слуха. В процессе его активно развиваются все компоненты слуховых
представлений о певческом звуке: тембровые, динамические и звуковысотные. Пение без
сопровождения способствует развитию самостоятельности и самоконтроля, налаживает

16

четкую координацию между слухом и голосовым аппаратом, формирует и совершенствует
вокальные навыки, создает объективные условия для активного формирования ладового
чувства и навыков выразительного интонирования.
На начальном этапе обучения необходимо упростить интонационные и
вокальнотехнические задачи: использовать народные песни с предельно простым
интонационным и метроритмическим рисунком, ясным ладовым построением, содержащие
привычные для слуха мелодические обороты. Следует подбирать песни с очень ограниченным
диапазоном (не более октавы), в удобной для хориста тональности, чтобы тесситура песен
была приближена к примарной зоне звучания его голоса. После закрепления устойчивого и
выразительного интонирования на несложном по интонации материале народных песен со
значительной опорой на устойчивые ступени лада переходят на пение более трудных в
интонационном и вокально-техническом отношении песен с неустойчивыми интервалами
(сексты, септимы, увеличенные и уменьшенные интервалы). Увеличивается диапазон песен;
протяженность фраз, спетых на одном дыхании; степень трудности исполнительских,
художественных задач.
Практика: хоровой репертуар без инструментального
сопровождения.
Тема 11. Работа над гибкостью и подвижностью голоса, точной интонацией, над
филировкой звука. Пение при разнообразии динамики
(mf, mp, f, p, crescendo, diminuendo), акценты
Теория: развитие подвижной вокальной техники нужно начинать с выработки
движения голоса по гамме вверх и вниз. При этом надо следить, чтобы все ступени гаммы
были однородными по своей длительности, силе и тембру. Чтобы достигнуть ровности
звучания на различных ступенях музыкального звукоряда, упражнения следует разнообразить,
меняя расположение акцентов.
Точность мелодической интонации может быть легко нарушена при исполнении
движения по полутонам (в гаммах диатонических и хроматических). Чаще всего это
происходит при хроматическом движении, когда нарушается устойчивость интонационной
опоры. Для избежания возможной интонационной фальши можно делать небольшие акценты
на каждой ноте. Это избавит от интонационного скольжения, при помощи которого хористы
обычно стремятся облегчить задачу хроматического движения.
Практика: вокальные упражнения.
Тема 12. Формирование навыка исполнения песенных произведений
Теория: пение сидя затрудняет вокальное исполнение. Хористу необходимо выполнять
сразу несколько задач: ярко произносить слова, петь на опоре сидя. Практика: хоровой
песенный репертуар.
Тема 13. Формирование навыка пения в ансамбле
Теория: хористы овладевают искусством ансамблирования (сначала в унисон, затем в
дуэте). Состав участников ансамбля подбирается с учетом индивидуальных голосовых данных
и технических возможностей певцов, типа их голосов, которые должны быть равнозначными
по силе и сливаться по тембровой окраске.
При исполнении в унисон хористы проявляют умение сливаться голосами по высоте
звука, по тембру и динамике звучания.
В процессе пения в ансамбле хористы должны научиться слышать собственный голос
в сочетании с общим звучанием ансамбля, точно (звуковысотно) интонировать, добиваться
выразительной динамики, агогики, тембра, понимать свою вокальную партию как

17

самостоятельную, мелодически и художественно завершенную и вместе с тем являющуюся
частью целостного, коллективно создаваемого вокального образа. Практика: хоровой
репертуар.
Тема 14. Формирование навыка работы над управлением своим голосом; умение
самостоятельно справляться с техническими и художественными задачами в работе над
репертуаром; анализ пения своих товарищей
Теория: в результате накопления вокального опыта у хористов создается эталон
вокального звучания. В целях его активизации и воспитания самостоятельности, рационально
на хоровых занятиях оценку воспроизведенного учащимся звучания и его действий сначала
давать самому хористу и затем ее подтверждать или корректировать с объяснением способов
правильного выполнения действий.
На базе развивающегося вокального слуха хористы учатся оценивать качество хорового
исполнения, выявлять его положительные стороны и недостатки, определять пути их
исправления, находить в процессе исполнения нужную атаку звука, характер дикции,
артикуляции, динамики, эмоционального тонуса, соответствующие художественному
замыслу произведения. Практика: хоровой репертуар.
Тема 15. Выразительное воплощение в пении художественного замысла композитора
(ясная дикция, фразировка, логическое ударение, кульминация)
Теория: хористы должны научиться всесторонне изучать исполняемые произведения,
усваивать смысл словесного текста, добиваться синтеза музыкальной и словесной сторон;
научиться методам исполнительского анализа; знать стилевые особенности исполняемых
произведений.
Осмысленное и грамотное прочтение музыкально-словесного текста с точки зрения
певческой орфоэпии и дикции, точное выполнение мелодического рисунка и всех
обозначенных автором или редактором динамических оттенков (forte, piano, crescendo,
diminuendo, fermata и т. д.) — все это первая ступень в овладении музыкальной и смысловой
сторонами произведения. Хористам следует внимательно и бережно вникать во все указанные
обозначения и постепенно учиться раскрывать эмоционально-смысловое значение
исполняемой музыки.
Для объединения вокально-технических задач с исполнительскими, полезно петь
упражнения с определенной эмоциональной окраской, включать в распевание попевки с
конкретным содержанием (словесный текст), вызывающим эмоциональный отклик.
Практика: дыхательная гимнастика, вокально-хоровые упражнения, хоровой
репертуар.
Тема 16. Концертная деятельность.
Практика: закрепление полученных вокально-хоровых навыков через исполнение
произведений различных жанров для хора.
Тема 17. Сводные репетиции.
Практика: закрепление полученных вокально-хоровых навыков через исполнение
вокально-тренировочных упражнений и произведений различных жанров для хора.

Требования к уровню подготовки участников хора.

18

1 год обучения
Вокально-хоровые навыки (проверяются в конце года строго индивидуально). Петь в
диапазоне «До» первой октавы – «До» второй октавы. Сидеть или стоять при пении прямо,
слегка отведя плечи назад. Петь с «мягкой атакой», легким звуком, стараясь его «тянуть» без
всякого напряжения, правильно и ясно выговаривать слова песни. К концу года уметь
правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох не поднимая плеч, петь короткие фразы
на одном дыхании. А в более подвижных произведениях уметь делать короткий активный
вдох. Соблюдать при пении певческую установку. Правильно формировать гласные и
произносить согласные. Уметь звуковысотно чисто и ритмически четко спеть несложные
произведения. Знать исполнительско-певческие средства выразительности, уметь делать
исполнительский анализ. Уметь петь в ансамбле.
2 год обучения
Вокально-хоровые навыки. Год завершения первого этапа формирования певческого
голоса. Необходимо петь в диапазоне «До» первой октавы – «Фа» второй октавы (сопрано),
«Ля» малой октавы – «Ре» второй октавы (альты). Соблюдать певческую установку, уметь
пользоваться как «мягкой» так и «твердой» атакой. Петь естественным звуком, ровным по
всему диапазону, эмоционально, в соответствии с характером произведения. Уметь петь на
одном дыхании продолжительные по времени фразы, сохраняя состояние вдоха при пении.
Уметь фразировать, вокально исполнять мелкие длительности в быстром темпе, ясно и четко
произносить трудные буквосочетания. Уметь петь чисто, слаженно двухголосные,
трехголосные произведения, петь в ансамбле с сопровождением и без сопровождения. Петь по
нотам репертуарные произведения, знать основы музыкальной грамоты.

Методическое обеспечение программы 1 год
обучения 1 и 2 группа

№

Название темы или Форма
раздела
проведения
занятий

Методы и приемы Дидактический
организации УВП материал, техническое
оснащение

12-3

Введение.
Групповая
Постановка
беседа, опрос
корпуса, головы в
пении. Певческое
дыхание и опора

Инструктаж,
демонстрация
наглядных
пособий

4

Атака
звука.
Формирование
мягкой
атаки
звука.
Формирование
твердой
атаки
звука

практического и Музыкальная
теоретического
аппаратура, компьютер
занятия
с выходом в интернет,
проектор

19

Опрос,
сообщения

Музыкальная
аппаратура, компьютер
с выходом в интернет,
проектор

5

6

7

8

Грудное и
презентации
головное
резонирование.
Формирование
высокой певческой
позиции

Словесные,
игровые,
практические
методы

Музыкальная
аппаратура,
нотный
материал, фортепиано,
нотная
тетрадь
компьютер с выходом в
интернет, проектор

Регистры
голоса, Круглый стол,
переходные ноты, семинар
сглаживание
регистров.

Словесные
практические
методы

и Музыкальная
аппаратура,
нотный
материал, фортепиано,
нотная
тетрадь
компьютер с выходом в
интернет, проектор

Гласные в пении.
Работа в парах
Формирование
однохарактерности
звучания

Практические
методы

Музыкальная
аппаратура,
нотный
материал, фортепиано,
нотная
тетрадь
компьютер с выходом в
интернет, проектор

Певческая
артикуляция
и дикция.
Развитие
«внутриглоточной
» артикуляции

Опрос,
групповая
работа

Групповой анализ
проделанной
работы, мозговой
штурм

Музыкальная
аппаратура,
нотный
материал, фортепиано,
нотная
тетрадь
компьютер с выходом в
интернет, проектор

Положение гортани Групповая
в пении
работа

Групповой анализ
проделанной
работы, мозговой
штурм

Музыкальная
аппаратура,
нотный
материал, фортепиано,
нотная
тетрадь
компьютер с выходом в
интернет, проектор

9

10

Звуковедение:
Творческое
legato, non legato, задание
staccato
в
умеренном,
медленном, быстром
темпах

Групповой анализ Музыкальная
проделанной
аппаратура, нотный
работы, мозговой материал, фортепиано,
штурм
компьютер с выходом в

Кантиленное пение Творческое
задание

Групповой анализ Музыкальная аппаратура,
проделанной
нотный
материал,
работы, мозговой фортепиано,
нотная
штурм
тетрадь компьютер с

11

интернет, проектор

выходом
проектор

20

в

интернет,

Развитие диапазона Круглый стол
голоса

Словесные,
игровые,
практические
методы

Развитие
Работа в парах
слуховых,
резонаторных
и мышечных
ощущений

Групповой анализ Музыкальная аппаратура,
проделанной
нотный
материал,
работы, мозговой фортепиано,
нотная
штурм
тетрадь компьютер с

Формирование
семинар
устойчивого
интонирования.
Пение
народных
песен без
сопровождения

Групповой анализ Музыкальная аппаратура,
проделанной
нотный
материал,
работы, мозговой фортепиано,
нотная
штурм
тетрадь компьютер с

12

13

14

15.

выходом
проектор

выходом
проектор

в

в

интернет,

интернет,

Формирование
Круглый
стол, Словесные,
навыка исполнения работа в парах практические
школьных песенных
методы
произведений

Музыкальная
аппаратура, нотный
материал, фортепиано,
нотная
тетрадь
компьютер с выходом в
интернет,
проектор,
песни о школе

Концертная
деятельность

Игровые,
практические

Музыкальная аппаратура,
нотный
материал,
фортепиано,
нотная
тетрадь компьютер с
выходом в интернет,
проектор

Практические
методы

Музыкальная аппаратура,
нотный
материал,
фортепиано,
нотная
тетрадь компьютер с
выходом в интернет,
проектор

концерт

16.

17.

Музыкальная аппаратура,
нотный
материал,
фортепиано,
нотная
тетрадь компьютер с
выходом в интернет,
проектор

Сводные репетиции Групповая и
коллективная
работа

Методическое обеспечение программы 2 год
обучения 3 группа

21

Название темы или раздела

Форма
проведения
занятий

Методы
приемы
организации
УВП

Певческое дыхание и опора

Групповая
беседа, опрос

Инструктаж,
демонстрация
наглядных
пособий

Музыкальная
аппаратура,
компьютер
с
выходом в интернет,
проектор

Атака звука.
Формирование
мягкой
атаки звука.
Формирование
твердой
атаки
звука

Опрос,
сообщения

практического
и
теоретического
занятия

Музыкальная
аппаратура,
компьютер
с
выходом в интернет,
проектор

Грудное и
головное резонирование.
Формирование высокой
певческой позиции

презентации

Словесные,
игровые,
практические
методы

Музыкальная
аппаратура, нотный
материал,
фортепиано, нотная
тетрадь компьютер с
выходом в интернет,
проектор

Регистры голоса, переходные Круглый стол,
ноты, сглаживание регистров семинар

Словесные и
практические
методы

Музыкальная
аппаратура, нотный
материал,
фортепиано, нотная
тетрадь компьютер с
выходом в интернет,
проектор

Певческая
артикуляция и дикция.
Развитие
«внутриглоточной »
артикуляции

Групповой
Музыкальная
анализ
аппаратура, нотный
проделанной
материал,
работы, мозговой
фортепиано, нотная
штурм
тетрадь компьютер с
выходом в интернет,
проектор

№

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Опрос,
групповая
работа

Звуковедение:
Творческое
legato, non legato, staccato в задание
умеренном, медленном,
быстром темпах

22

и Дидактический
материал,
техническое
оснащение

Групповой
Музыкальная
анализ
аппаратура,
проделанной
нотный
работы, мозговой
материал,
штурм
фортепиано,
компьютер с

выходом в интернет,
проектор

Кантиленное пение

Творческое
задание

7.

Речитативнодекламационный презентации
8.
стиль исполнения

Развитие диапазона голоса

Групповой
Музыкальная
анализ
аппаратура, нотный
проделанной
материал,
работы, мозговой
фортепиано, нотная
штурм
тетрадь компьютер с
выходом в интернет,
проектор
Групповой
анализ
проделанной

Музыкальная
аппаратура,
нотный

работы,
материал,
мозговой штурм фортепиано, нотная
тетрадь компьютер
с
выходом
в
интернет, проектор
Круглый стол

Словесные,
игровые,
практические
методы

Музыкальная
аппаратура, нотный
материал,
фортепиано, нотная
тетрадь компьютер
с
выходом
в
интернет, проектор

Формирование устойчивого семинар
интонирования.
Пение народных песен
без
10.
сопровождения

Групповой
анализ
проделанной
работы,
мозговой
штурм

Музыкальная
аппаратура, нотный
материал,
фортепиано, нотная
тетрадь компьютер
с
выходом
в
интернет, проектор

Работа над гибкостью и
подвижностью
голоса,
точной
интонацией, филировкой
11. звука.
Пение при
разнообразии динамики,
акценты.

Групповой
анализ
проделанной
работы,
мозговой
штурм

Музыкальная
аппаратура,
нотный
материал,
фортепиано, нотная
тетрадь
компьютер с
выходом в
интернет,
проектор,

9.

23

Групповая
работа

рояль

Формирование навыка
исполнения школьных
песенных произведений

Круглый стол, Словесные,
работа в парах практические
методы

Музыкальная
аппаратура,
нотный
материал,
фортепиано, нотная
тетрадь
компьютер с
выходом в
интернет,
проектор,
песни о школе

Групповой
анализ
проделанной
работы,
мозговой
штурм

Музыкальная
аппаратура,
нотный
материал,
фортепиано, нотная
тетрадь
компьютер с
выходом в
интернет,
проектор,
фильмы
о
школах
музыки

Групповой
анализ
проделанной
работы,
мозговой штурм

Музыкальная
аппаратура, нотный
материал,
фортепиано, нотная
тетрадь компьютер
с выходом в
интернет, проектор

12.

Формирование навыка
пения ансамбле.

в

Работа
группах,
ансамбль

в

13.

Формирование навыка
работы над управлением
своим голосом; умение
самостоятельно
14.
справляться с
техническими и
художественными
задачами в работе над
репертуаром; анализ пения
своих товарищей.

24

Групповая
работа,
квартет,
квинтет

Выразительное воплощение Сценические
в пении художественного
задания
замысла композитора
(ясная дикция, фразировка,
15. логическое ударение,
кульминация)

Словесные,
Музыкальная
игровые методы аппаратура, нотный
материал,
фортепиано, нотная
тетрадь компьютер
с выходом в
интернет, проектор

Концертная деятельность

концерт

Игровые,
практические

Музыкальная
аппаратура, нотный
материал,
фортепиано, нотная
тетрадь компьютер
с
выходом
в
интернет, проектор

Сводные репетиции

Групповая
и Практические
коллективная
методы
работа

Музыкальная
аппаратура, нотный
материал,
фортепиано, нотная
тетрадь компьютер
с
выходом
в
интернет, проектор

16.

17.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

фортепиано, метроном, камертон, музыкальный центр;
видеозаписи концертов и конкурсных выступлений хорового коллектива.
Список рекомендуемой литературы Основная
1.
Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования [Текст]: учеб. для студентов
вузов по специальности 030700 – Музыкальное образование /Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева.
– М.: Академия, 2004. – 336 с. (10 эк.)
2.
Бергер, Н. А. Современная концепция и методика обучения музыке [Текст] /Н.А.
Бергер. – СПб.: КАРО, 2004. – 336 с. (3 экз.)
3.
Гонтаренко, Н. Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства [Текст]: метод.
пособие для преподавания вокала /Н. Б. Гонтаренко. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. –
156 с. (3 экз.)
4.
Дмитриев, Л. Б. Основы вокальной методики [Текст]: учеб.пособие для
муз.вузов / Л. Б. Дмитриев. – М., 2007. – 368 с. (3 экз)
5.
Кравченко, А. М. Секреты бельканто [Текст]: книга для начинающих певцов / А.
М.
Кравченко. – Симферополь, 2003. – 128 с. (3 экз)
25

6.
Стулова, Г.П. Акустико-физиологические основы вокальной работы с детским
хором [Текст]: учеб. пособие для студентов выс. учеб. заведений по специальности 030700 –
Музыкальное образование / Г. П. Стулова. – М.: Классик стиль, 2005. – 152 с.; ил. (5 экз.)
7.
Трофимова, С. Н. Физиология голосообразования. Заболевания и гигиена голоса
[Текст]: курс лекций для специальности «Вокальное искусство» / С. Н. Трофимова. –
Екатеринбург, 2007. – 83 с. (10 экз)
5.2 Дополнительная
1.
Далецкий, О. Легко ли научиться петь? [Текст]: Метод. рекомендации
известного педагога / О. Далецкий // Муз. жизнь. – 1998. - №6. – С. 34-37. (1экз)
2.
Как научиться петь [Текст]: Основы вокальной техники. О церковном пении. –
М.: Казак, 1998. – 128 с.: ил. (1 экз)
3.
Корябин, И. Шестая «Международная школа вокального мастерства» в Москве
[Текст] / И. Корябин // Музыка и время. – 2005. - №1. – С. 22-23. (1 экз)
4.
Козлянинова, И. П. Тайны нашего голоса [Текст]: учеб.пособие с комплексом
упражнений и метод. разработок по развитию навыков дыхания и речевого голоса / И. П.
Козлянинова, Э. М. Чарели. – Екатеринбург: Диамант, 1998. – 320 с. (10 экз)
5.
Круглова, Е.В. О современном исполнении вокальной музыки барокко [Текст] /
Е.В. Круглова // Музыка и время. – 2006. - №10. – С. 22-27. (1 экз)
6.
Ломова, Л.А. Основные недостатки звукообразования и пути их устранения в
работе со хористами музыкально-педагогических факультетов / Л.А. Ломова // Теория и
практика профессиональной подготовки учителя музыки. – Воронеж, 1998. – Вып. 2. – С. 93100. (2 экз)
7.
Монасыпов, Ш. Завет из времен Мистерий [Текст]: антропософ. секреты голоса
и речи // Муз. академия. – 1999. - №4. – С. 185-190. (1 экз)
8.
Морозов, В.П. Искусство резонансного пения: Об основных принципах развития
резонансного пения у детей [Текст] / В.П. Морозов // Музыка в школе. – 2003. - № 3. – С. 2224.
(1 экз)
9.
Морозов, В.П. Об эстетическом эталоне певческого голоса у детей: влияние
звуковой среды и СМИ [Текст] / В.П. Морозов // Музыка в школе. – 2003. - № 5. – С. 64-66.
(1 экз)
10.
Морозов, В.П. О развитии детского голоса: Акустические особенности
[Текст] / В.П. Морозов // Музыка в школе. – 2004. - № 1. – С.42-47. (1 экз)
11.
Мугинштейн, М.Л. Хроника мировой оперы, 1600-1850 [Текст] /М.Л.
Мугинштейн. – Екатеринбург: У-Фактория, 2005. – 640 с.: ил. (6 экз)
12.
Плужников, К.И. Механика пения: принципы постановки голоса [Текст]
/ К.И.
Плужников. – Композитор, 2006. – 84 с. (1 экз)
13.
Риггз, С. Пойте как звезды [Текст] / Сэт Риггз. – Питер, 2007. – 120 с. (1
экз)
14.
Родионова, К.М. О литературном произношении певца в музыкальных
произведениях [Текст]: учеб.-метод. пособие / К.М. Родионова, Э.М. Чарели. –
Екатеринбург: [б.и.], 2000. – 29 с. (1 экз)
15.
Рубаха, Е. Эпоха барокко: некоторые принципы исполнительства [Текст]:
о романт. исполн. концепции / Е. Рубаха // Муз. академия. – 2004. - №4. – С. 61-68. (1
экз)

26

16.
Словарь итальянских музыкальных терминов [Текст] – Екатеринбург:
[б.и.], 2001.
– 76 с. (1 экз)
17. Торгова, В.В. Некоторые аспекты к вопросу работы над словом в пении [Текст] /
В.В. Торгова // Теория и практика профессиональной подготовки учителя музыки. –
Воронеж, 1998. – Вып. 2. – С. 80-93. (2 экз)
Ресурсы удаленного доступа 1. Дмитриев, Л.Б. Основы
вокальной методики [Текст] / Л. Б. Дмитриев. – М., 2007. –
368 с. – Режим доступа: http://notes.tarakanov.net/study.htm
2.
Иванников, В.Ф. Методика поточного пения [Текст]/ В.Ф. Иванников. – М.,
2005. – Режим доступа: http://notes.tarakanov.net/study.htm
3.
Пекерская Е.М. Вокальный букварь [Текст]/ Е.М. Пекерская. – М., 1996. – Режим
доступа: http://vocal.ru/books/vocbukv
1. Светов М. Звучание вашего голоса. Постановка и совершенствование голоса для
пения и публичных выступлений [Текст]/М. Светов. – М., 2004. – Режим доступа:
http://www.global-project.ru/svetov

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ ПРОГРАММЫ
ФИО Аранбицкий Александр Григорьевич
Место работы: МАОУ гимназия № 108 имени В.Н.Татищева
Должность: педагог дополнительного образования
Образование: Уральская государственная консерватория им. М.П. Мусоргского
Педагогический стаж: 38лет
Квалификационная категория: высшая
Домашний адрес: Екатеринбург, ул. Сыромолотова, д.20, кв. 398
Тел.: 8-904-540-56-87
Приложение
ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАР
Бетховен Л. Избранные каноны. Серия 23, №256. “В объятиях нежных”, “Мельцелю”, “Скорбь
коротка, а радость бесконечна”, “Помни”, “Аббат Штадлер”, “Вечно твой”, “Прошу Вас”.
Бортнянский Д. “Утро”.
Варламов А. “Ты не пой, соловей”.
Глиэр Р. “Здравствуй, гостья-зима”.
Гречанинов А. “Там за речкою” из цикла “Два хора с сопровождением для женских голосов”.
27

Грузинская народная песня “Мчит Арагви вдаль”.
Даргомыжский А. Хор “Сватушка” из оперы “Русалка”.
Ипполитов-Иванов М. “Сосна”.
Кастальский А. “Осенний клен”.
Лассо А. “Тик-так”, перел. В.Соколова.
Неизвестный автор 16 века “Фиалка” /Виланелла/.
Рубинштейн А. Хор “Ходим мы к Арагве светлой” из оперы “Демон”.
Русская народная песня “Пойду ль, выйду ль я”, обр. В.Соколова.
Чайковский П. “Колыбельная песнь в бурю”.
Эстонская народная песня “Хоровод”, обр. Х.Кальюсте.
Бардош Л. “Загадочный незнакомец”.
Бородин А. Хор девушек из 1 действия оперы “Князь Игорь”.
Бородин А. Хор “Улетай на крыльях ветра” из оперы “Князь Игорь”.
Бортнянский Д. “Вечер”.
Брамс И. “Баркарола”.
Мийо Д. “Барба Гарибо”.
Николаи Д. “Хор эльфов” из оперы “Виндзорские кумушки”. Перголези
Д. “Stabat Mater”.
Рахманинов С. “Задремали волны”, “Сосна”, “Ночка”.
Украинская народная песня “Щедрик”, обр. Н.Леонтовича.
Чайковский П. “Мой садик”.
Чайковский П. Хор “На море утушка купалася” из оперы “Опричник”.
Бах И. “Весенняя песня”.
Гречанинов А. “Нападай, белый снег” из цикла “Три великорусские народные песни”.
Кюи Ц. “Гроза”.
Огинский М. “Полонез”, обр. В.Соколова Палестрина
Д. “Канцонетта”.
Рахманинов С. “Неволя”.
Рубцов Ф. “Веники”, обр.рус.песни.
Саар М. “Пение птиц”.
Свиридов Г. “Ты запой мне ту песню”.
Снетков Б. “Море спит”.
Фалик Ю “Вышло солнце из-за леса”.
Яначек Л. “Два сольфеджио”.
Бизе Ж. “Хор работниц” из оперы “Кармен”.
Бортнянский Д. “Времена года”.
Бортнянский Д. “Слава Отцу и Сыну” из “Литургии”.
Вагнер Р. “Хор прях” из оперы “Летучий голландец”.
Гречанинов А. “Совушкина свадьба”.
Кююс А. “Амурские волны”, обр. В.Соколова.
Рахманинов С. “Ангел”.
Русская народная песня “Ах, не одна во поле дороженька”, обр. С.Чернобая.
Чесноков П. “Яблоня”. Бардош
Л. “Дана-дана”.

28

Бриттен Б. “Missa brevis in D”.
Буцко Ю. “Шесть женских хоров”.
Пуленк Ф. “Маленькие голоса”, цикл трехголосных хоров на стихи М.Лев.
Салманов В. “Ветры буйные” из цикла “Лебедушка”.
Самонов В. “Родник”, “Возрождение”.
Тормис В. “Осенние пейзажи”.
Чесноков П. “Молитва”, “Цикл женских хоров с сопровождением фортепиано”.
Щедрин Р. “Девичьи частушки” из оперы “Не только любовь”. Эшпай
А. “Песня о криницах”.

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».