Паспорт программы
Название программы
«Студия сказки»
Составитель программы
Панькова Валентина Радиковна
Вид программы
типовая
Направленность программы
художественная
Форма реализации программы
очная
Срок реализации программы
2 года
Возраст обучающихся
8-10 лет
Категория обучающихся
Учащиеся младшего школьного возраста
Уровень освоения программы
начальный
Краткая аннотация программы
Данная программа способна эффективно
повлиять на
воспитательнообразовательный процесс.:
сплочение коллектива класса, расширение
культурного диапазона учеников,
повышение культуры поведения – всё это
возможно осуществлять через сравнение
прочитанного литературного
произведения и просмотра театральной
постановки на основе знакомого текста.
Цель:
воспитание
понимающего,
театрального
и
развитие
умного,
воспитанного
зрителя,
обладающего
художественным вкусом, необходимыми
знаниями, собственным мнением.
Задачи:
-опираясь на синтетическую природу
театрального искусства,
способствовать раскрытию и развитию
творческого потенциала каждого ребенка;
-помочь овладеть навыками
коллективного взаимодействия и
общения;
-через литературу и театр привить интерес
к мировой художественной культуре и дать
первичные сведения о
ней;
-научить творчески, с воображением и
фантазией, относиться к любой работе.
-активизация познавательных интересов,
расширение кругозора, познания
-формировать детское речевое творчество
через систему комплексной работы со
словом (анализ текста, образ героев,
комментарии спектакля).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной
направленности «Студия сказки» составлена на основе: • Федерального закона «Об
образовании в Российской Федерации» /№273- ФЗ от 29.12.
2012 г/;
• Концепции развития дополнительного образования /распоряжение Правительства РФ
от 4.09 2014 г. № 1726-р 2014/;
• Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. –М.: Просвещение, 2010/;
• Приказа Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
• Методических
рекомендаций
по
проектированию
дополнительных
общеобразовательных программ (письмо министерства образования и науки РФ № 093242 от 18.11.2015);
• Федеральной целевой программы развития дополнительного образования детей в РФ
до 2020 года;
• "Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года"
/распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р г/.
• Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. №
41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей»;
• - Устава МАОУ гимназия № 108 имени В.Н.Татищева
• - Положения «О дополнительном образовании учащихся» и иными нормативными
правовыми документами.
Программа рассчитана на развитие личности ребенка, его неповторимой
индивидуальности. В программе систематизированы средства и методы театрализованоигровой деятельности, обоснованно распределение их в соответствии с психологопедагогическими особенностями возраста.
В младшем школьном возрасте ведущая деятельность – это сюжетно-ролевая игра. В ней
ребёнок переживает жизненные ситуации других людей как свои собственные, хотя, не
всегда понимает смысл их действий и поступков. В свободных играх детей страх,
агрессия и напряжение находят выход и ослабевают, что значительно облегчает реальные
взаимоотношения между детьми.
Театр способен приобщить детей к общечеловеческим духовным ценностям и
сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством и способом
самопознания, самораскрытия и самореализации.
Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой
способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром,
желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя
(разумеется, на первых порах с педагогом) и играя.
Однако, большинство программ рассчитаны на развитие «если можно так
выразиться» актерских способностей ребенка, его природных способностей подражать.
Однако, театральный мир многолик: от сценаристов до работников сцены. Об этой
стороне забывается. И самое обидное, когда забывают, как бы умалчивают сценарий основу любой театральной постановки.
...Человек бродил за кулисами старого театра с тетрадкой, сшитой суровыми
нитками, и оповещал господ актеров, когда наступал момент им выходить на сцену.
Кроме того, в его обязанности входило следить за тем, чтобы вовремя вступал хор,
расположившийся за сценой, или били в литавры и барабаны, если по ходу пьесы на
сцене гремела гроза или раздавался выстрел...
Человек за кулисами назывался сценариус, а то, что в тетрадке, — сценарий. С тех
пор мало что изменилось. Правда, театр уже не освещается свечами, масляными или
керосиновыми лампами, им на смену пришли мощные электрические светильники, в
любом спектакле задействовано множество самых разнообразных механизмов и
устройств. Но все равно, за кулисами есть человек, который следит, чтобы актеры
вовремя выходили на сцену, чтобы все звуковые, световые и любые другие эффекты
начинались и заканчивались в нужный момент, и в руках у этого человека тоже тетрадка,
чаще всего выполненная типографским способом. Только называют этого человека уже
не сценариус, а помощник режиссера. И сценарий в театре с легкой руки К.С.
Станиславского иногда торжественно именуется «режиссерской партитурой». Как в
музыкальной партитуре, в ней расписаны все «ноты» и все нюансы театральной
постановки.
В основе слова сценарий — сцена. Сценарий, следовательно, произведение,
предназначенное для сцены. Вообще понятие «сценарий» — «сценариум», как его
произносили еще век назад, — было в ходу в театре очень давно. А.Н. Островский,
работая над пьесой «Поздняя любовь», писал: «Я очень долго пробился над сценариумом,
мне хотелось обладить сюжет поэффектнее»...
Обратите внимание: сценариум — это подробное изложение сюжета пьесы.
Хочется заметить, что сценарии пишут не только на собственном материале. Иногда
материалом служат произведения, написанные прозаиками, поэтами, классиками
литературы. Ответственность на сценариста и режиссера ложится огромная...
Кому из нас не приходилось слышать после просмотра какого-либо спектакля,
поставленных по известному литературному произведению: «А в книге было не так». И
далее ваш сосед-зритель начинает подробно излагать, как тот или иной эпизод
описывается в книге и чем он отличается от того, что вы увидели на сцене. А то и вовсе—
с ужасом свидетельствует собеседник — какие-то эпизоды, подробно описанные в книге,
отсутствуют, а какие-то новые, каких в книге не было, появляются...
Он, конечно, прав, этот дотошный зритель. Прав с точки зрения человека, который
хотел бы, чтобы прочитанная им книга была перенесена, что называется «один к одному»
и чтобы и герои произведения, и окружающий героев мир был именно таким, каким ему,
читателю, представляется...
Но в жизни так не бывает.
Так не бывает и потому, что разные люди по-разному представляют себе
прочитанное, и главное, потому, что невозможно один к одному трансформировать
литературное произведение — рассказ, повесть, роман, поэму— в
театральный
спектакль.
Ну, во-первых, существуют чисто технологические препятствия. Вот вы раскрыли
перед собой роман, в котором шестьсот страниц, а вам надо написать по этому роману
сценарий полуторачасовой постановки не более чем на шестидесяти страницах... Никто
не скажет, что это легкая задача.
Например, в повести или романе может проживать слишком много героев, а в
ограниченных временем спектакле, вы не можете показать всех. Просто не успеете. А
если попытаетесь, то вместо ярких колоритных персонажей представите зрителю
калейдоскоп не запоминающихся масок, причем далеко не всех...
Значит, сценаристу, когда он приступает к работе над сценарием по литературному
произведению, придется задуматься: если нельзя показать всех героев, то кого же нужно
показать?
Автор романа может вести своих героев по дорогам жизни сколь угодно долго. Его
никто и ничто, кроме его собственных, представлений о судьбах этих героев, не
ограничивает. Персонажи романа могут быть участниками бесконечного количества
событий — все в воле автора. Более того, их жизненные пути могут даже не пересекаться
— ведь, как говорил Л.Н. Толстой, «...цемент, который связывает всякое
художественное произведение в одно целое... есть не единство лиц и положений, а
единство самобытного нравственного отношения автора к предмету»'.
Для сценариста это одна из основных проблем: если событий слишком много (а их
чаще всего гораздо больше, чем можно показать), то, значит, ничего другого не остается,
кроме как выбрать те из них, в которых участвуют уже выбранные для будущего
сценария герои, причем самые интересные и выразительные.
Но писатель, работавший над романом, и в мыслях не имел, что его произведение
кому-то придет в голову ставить на сцене. Поэтому он совершенно не затруднялся в
своем романе рассуждать, скажем так, абстрактно. Рассуждать о внутреннем мире героя,
о причинах, побудивших его совершить тот или иной поступок, о многих явлениях
современной его героям жизни, на темы истории и философии. Вспомните хотя бы,
сколько подобных авторских отступлений-рассуждений в произведениях Л.Н. Толстого.
Совершенно ясно, что абстрактные, даже самые важные с точки зрения писателя
рассуждения на сцене не покажешь.
Как же быть? Ну прежде всего в сценарий надо вставить те эпизоды, которые с
наибольшей выразительностью и характеризуют героев произведения, и отражают
позицию автора. Другого пути нет.
Автор романа или повести сам распоряжается судьбами своих героев, а сценарист
при всех обстоятельствах вынужден считаться с его волей. И тут возникает проблема—
ее В.Б. Шкловский сформулировал так: «Сценарий должен иметь один конец, а не
двадцать, когда каждый герой имеет отдельное окончание истории. Характеристики
героев должны быть действенными, их по возможности должен создавать сам
зритель».
Итак, один конец, который развязывал бы все фабульные узлы. Характеристики
героев, которые в романе вмещают в себя и поступки действующих лиц, и авторские
отступления, и даже картины природы, увиденные глазами героев, и т. п., в постановке
зритель должен создать самостоятельно, осмысливая лишь то, что он может увидеть на
сцене, то есть сценаристу и режиссеру необходимо так выстроить конструкцию из
поступков, событий, явлений жизни (почерпнутых из поставленного произведения),
чтобы зрителю были понятны характеры героев и чтобы возникшие в воображении
зрителя характеры по возможности соответствовали представлениям сценариста,
режиссера.
Новизна программы
Понимать разницу между такими самостоятельными произведениями – самой книгой и
сценарием, никто не учит, поэтому введение в сказку, в театр способно эффективно
повлиять не только не умение интересно интерпретировать произведение, но и на
воспитательно - образовательный процесс: сплочение коллектива класса, расширение
культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – всё это возможно
осуществлять через сравнение прочитанного литературного произведения и просмотра
театральной постановки на основе знакомого текста
Отличительными особенностями и новизной программы является:
- деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка
Средствами литературы и театра, где школьник выступает в роли сценариста, режиссера,
декоратора, художника и далее по списку, а также театрального критика; принцип
междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и
музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и
ритмика);
- принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество
ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Программа курса «Театральная постановка на основе литературного произведения —
самостоятельное произведение или иллюстрация книги» включает разделы:
1. «Мы читаем – познаем».
2. Виды театров
3. Особенности театральной постановки
2. Основы актёрского мастерства.
3. Просмотр спектаклей в театрах города.
4. Мой сценарий.
Актуальность программы заключается в привлечении учащихся к глубокой
вдумчивой работе с книгой, которую можно интересно интерпретировать далее на
сцене, что особенно важно сейчас, во времена дефицита общения с прекрасным
Педагогическая целесообразность
Занятия театрализованной деятельностью вводят детей в мир прекрасного, пробуждают
способности
к
состраданию
и
сопереживанию,
активизируют
мышление
и
познавательный интерес, а главное – раскрепощают его творческие возможности и
помогают психологической адаптации ребенка в коллективе.
В театральной деятельности каждый ребенок может проявить свои способности, чувства,
эмоции, передать свое отношение к персонажам и сказочным событиям. Театр помогает
заполнить свободное время ребенка, полностью занять его.
Цель: воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального
зрителя,
обладающего
художественным
вкусом,
необходимыми
знаниями, собственным мнением.
Задачи:
•
опираясь на синтетическую природу театрального искусства,
способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка;
•
помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения;
•
научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к
любой работе.
•
активизация познавательных интересов, расширение кругозора, познания
•
формировать детское речевое творчество через систему комплексной работы
со словом (анализ текста, образ героев, комментарии спектакля).
Формы и режим занятий
Занятия проводятся в группах по 10-15 человек. Учебный план составлен с учетом
интересов и возможностей обучающихся и запросов родителей. Занятия проводятся
3 раза в неделю по одному академическому часу. Курс рассчитан на два года: по 105
часов в год, всего 210 часов за два года
Изучение данного курса позволит детям получить общее представление о театре,
получить опыт зрительской культуры, получить опыт выступать в роли сценариста,
поэтому программа предусматривает использование таких форм проведения занятий
•
игра
•
беседа
•
иллюстрирование
•
изучение основ сценического мастерства
•
мастерская образа
•
мастерская художника по костюмам
•
мастерская художника-декоратора
•
анализ прочитанного произведения
•
посещение спектакля
•
•
работа в малых группах
актёрский тренинг
•
экскурсия
•
написание собственного сценария
Ожидаемые результаты освоения программы
В результате освоения программы у обучающихся буду сформированы следующие
компетенции
Компетенции личностного самосовершенствования:
Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и
ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
•
Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
•
Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
•
Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, их
поступкам;
•
Возможность раскрыть творческий потенциал
Учебно-познавательная компетенция:
•
Ориентироваться в тексте произведения;
•
Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
•
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
•
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: описание
ремарку, слова автора – во фразу героя
•
Восприятия на слух текста в исполнении учителя, учащихся;
•
Чтения целых слов осознанно, правильно, выразительно;
в
•
Понимание смысла заглавия произведения, выбор наиболее подходящего
заглавия из данных, озаглавливания текста;
•
Деления текста на части;
•
Выбор наиболее точной формулировки главной мысли;
•
Составления устного рассказа о грое прочитанного произведения по плану;
•
Размышления о характере и поступках героя;
•
Нахождения в сказке зачина, концовки, троекратного повтор и других
сказочных деталей;
•
Отношения
сказочных
героев
к
одной
из
групп
(положительных,
отрицательных, героев-помощников, нейтральных);
•
Соотношения автора, названия и героев прочитанных произведений;
•
Анализ театральных постановок.
Коммуникативная компетенция:
•
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне
предложения или небольшого текста);
•
Слушать и понимать речь других;
•
Выразительно читать и пересказывать текст;
•
Договариваться с одноклассниками о правилах поведения и общения и
следовать им;
•
Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера и
исполнителя).
Формы аттестации:
Промежуточная: творческое задание, эссе, этюд, выступление,
Итоговая: спектакль, проект, творческая миниатюра.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Ознакомительный год
№
п/п
Темы
количество
часов (всего)
Раз дел 1. Введение в мир СКАЗКИ.
теория
практика
Формы
аттестации
1
Мы – зрители.
12
7
5
2
Театр как
искусства.
10
5
5
тв. задание
вид
Раздел 2. Спектакль.
3
Спектакль как
художественная
целостность
22
10
12
тв.задание
4
Понятие «действие».
20
10
10
выступление
5
Мизансцена – язык
режиссера.
16
6
10
выступление
6
Кукольный театр
22
12
10
Этюд,
миниспектакль
7
Проба пера
3
3
сочинение
ИТОГО
105
50
55
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 года обучения Ознакомительный год Раздел
1. Мы – зрители. 12 ч.
Теория: Зрители – главные партнеры сценического искусства. Качества, которые
необходимы зрителю: воспитанность, знания об искусстве, интерес к театральному
искусству, уважение к творчеству мастеров, наличие собственной точки зрения,
наблюдательность, эмоциональность. Обсуждение вопросов: «Зачем людям театр? Что дает
человеку театр?».
Практика: Просмотр и обсуждение любительских и профессиональных спектаклей.
Театр как вид искусства. 10 ч.
Теория :Знакомство с особенностями театра как вида искусства. Театр – искусство
синтетическое. Спектакль складывается из текста пьесы, работы режиссера, актера,
художника, композитора. Театр – искусство коллективное. Спектакль – результат
деятельности многих людей. Один из главных элементов театрального искусства – игра
актера. Место театра в обществе. Работа с терминологическим словарем.
Практика: Просмотр и обсуждение любительских и профессиональных спектаклей.
Раздел 2. Спектакль.
Спектакль как художественная целостность. 22ч.
Теория :Спектакль – особое действие, разыгранное в пространстве сцены, особое образное
мышление. Театральное произведение, подтверждающее единство замысла режиссера и
актеров. Образ спектакля складывается из актерской игры, ритма, темпа, построения
сценического пространства. Практика: просмотр любительских и профессиональных
спектаклей с последующим обсуждением или письменным отзывом Понятие «действия».
20ч.
Теория : Действие фабулы или представленное действие: все, что происходит в рамках
вымысла, и все, что делают персонажи. Действие драматурга и режиссера через мизансцену
(постановку). Словесное действие персонажей, произносящих текст, посредством которого
передается вымысел.
Практика: Творческие задания на освоение бессловесных и словесных действий.
Мизансцена - язык режиссера. 16ч.
Теория: Понятие «мизансцена» возникло в театре во второй половине 19 века. Умение зрителя
прочитывать спектакль. Через расположение персонажей на сцене (мизансцену) режиссер
передает определенное мысль и вызывает у зрителя определенные эмоции.
Представление о развитии взаимоотношений персонажей через расположение их в
пространстве сцены. Сложность понятия метафоры в сценическом искусстве.
Практика Обобщение зрительского опыта на материале просмотренных спектаклей с
помощью творческих заданий Кукольный театр 22ч.
Теория: История создания кукол в разных странах. Виды кукол: перчаточные, марионетки,
театральные куклы. Правила вождения куклами. Знаменитые кукольники. С.В.Образцов
«Необыкновенный концерт».
Мой сценарий. 3 ч
Практика: Проба пера.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Содержание программы
2 года обучения. Практическое творчество Раздел
1. Театральные профессии.
Театр – искусство коллективное. 9 ч.
Теория: «Фабулу излагает, выражает и представляет весь театр как целое, весь коллектив
актеров, режиссеров, художников, костюмеров, музыкантов, хореографов. Все они объединяют
свои усилия в одном общем деле, не теряя, однако, при этом своей самостоятельности». (Б.
Брехт). Одновременная самостоятельность и подчиненность актеров, художника – сценографа
воле режиссера – постановщика. Понятие «работники театрального цеха».
Практика: Знакомство с профессиями костюмеров, бутафоров, реквизиторов, осветителей,
монтировщиков. Творческие встречи с представителями театральных профессий.
Актер. 14 ч.
Теория: Обрядовое происхождение актерского искусства. Искусство создания на
сцене образа действующего лица. Что значит «играть роль»? Восприятие актера зрителем как
живого человека, радующегося, страдающего, чувствующего, думающего. Искусство
перевоплощения. Амплуа в театре: герои, злодеи простаки…
Практика Просмотры и обсуждение спектаклей. Творческие встречи с мастерами
слова
Режиссер. 14 ч.
Теория:
Понятие
режиссуры
как
особой
формы
театрального
мышления.
Возникновение профессии режиссера в конце 19 века в связи с появлением драматургии.
Режиссер – организатор, педагог, толкователь текста, творец спектакля. Язык сцены – язык
театрального искусства. Освоение режиссером форм художественного мышления, создание
собственного образа мира. Практика: Просмотры спектаклей и творческие работы к ним
(рисунки, отзывы…).
Художник в театре. 10 ч.
Теория: Театрально – декорационное искусство: оформление сцены, обозначение
места действия, создание костюмов персонажей, реквизита. Сценография – выстраивание
театрального пространства с учетом взаимодействия сцены и зрительного зала. Понятие
индивидуальной творческой манеры художника – сценографа. Творческий союз художника
с режиссером в театре. Взаимодействие в театре приемов и методов видов искусства:
живопись, свет, вещи и подлинные фактуры, аудио-, видео-, компьютерные технологии.
Осознание зрителем условности театрального действия. Восприятие спектакля в
пространстве театральной игры.
Практика: Экскурсия-практика за кулисы. Просмотр спектаклей.
Раздел 2.
Драматургия.
Пьеса – как основа спектакля. 12 ч.
Теория:
Происхождение
межчеловеческих
Драма
–
терминов
особый
вид
«драма»
отношений,
и
раскрытие
литературы,
«пьеса».
предназначенный
Непосредственное
характеров
и
конфликтов
для
сцены.
изображение
в
процессе
действительности, диалогического общения героев. Знакомство детей с текстами пьес по
выбору педагога. Чтение и обсуждение сюжетов. Персонажи драмы – действующие лица
спектакля. Полное раскрытие пьесы только в пространстве сцены.
Практика: Игра-пробы на сцене
Структурные элементы пьесы. 15 ч.
Теория: Строение пьесы. Список действующих лиц. Ремарки. Диалог в пьесе.
Монологи. Реплики. Особенности построения драматического сюжета. Понятие конфликта
как действующей силы драмы.
Практика: Практическая работа с текстами разных драматургов Понятие
интерпретации. 10ч.
Теория :Роль режиссера в интерпретации пьесы. Выражение идей, заложенных в пьесе,
переосмысление их, искажение замысла драматурга. Границы свободы интерпретации в
режиссерском искусстве. Изменение жанра пьесы, положенной в основу спектакля. Черты
трагедии в комедийном тексте. Комические черты в характере драматических персонажей.
Практика: Практическая работа (Работа с текстом. Актерское прочтение)
Раздел 3. Жанры в театре.
Драматургические жанры. 14 ч.
Теория: Основные драматургические жанры: комедия, трагедия, драма. История
возникновения жанров в театре Древней Греции. Знакомство с примерами текстов из
разных жанров.
Практика:Творческие задания (написание отзыва). Просмотр спектаклей (трагедии и
комедии).
Жанровое решение спектакля. 7 ч.
Теория :Реализация жанра в конкретном спектакле. Режиссерское решение жанра спектакля
и актерское исполнение. Театральные штампы. Практика: Просмотр спектаклей (игра
реплик)
Методическое обеспечение 1 года обучения
№
Раздел
или
программы
1
2
и Дидактич.
материал,
приемы
техническое
организации
оснащение
занятия
УВП
Инструктаж,
демонстрация
наглядных
пособий
Музыкальная
как
вид Групповая,
беседа, игра
Словесные,
игровые,
практические
методы
Музыкальная
аппаратура,
театральная
атрибутика,
наглядные
материалы,
реквизиты
Спектакль как
Групповая,
беседа,
игра,
опрос
Словесные,
игровые,
практические
методы
Музыкальная
Групповая,
беседа, игра
Словесные,
игровые,
практические
методы
Музыкальная
аппаратура,
театральная
атрибутика,
наглядные
материалы,
Театр
художественная
целостность
4
Методы
Групповая,
беседа, игра
Мы- зрители
искусства
3
тема Форма
проведения
занятий
Понятие «действие»
аппаратура,
театральная
атрибутика,
наглядные
материалы,
реквизиты
аппаратура,
театральная
атрибутика,
наглядные
материалы,
реквизиты
№
Тема или раздел
программы
Форма
проведения
занятий
Методы
и Дидактич.
материал,
приемы
техническое
организации
оснащение
занятия
УВП
1
Театр
–
искусство
коллективное.
Групповая,
игра
Инструктаж,
демонстрация
наглядных
пособий
Музыкальная
аппаратура,
театральная
атрибутика,
наглядные
материалы,
реквизиты
2
Актер.
Групповая,
беседа, игра
демонстрация
наглядных
пособий,
словесные
методы
Музыкальная
аппаратура,
театральная
атрибутика,
наглядные
материалы,
реквизиты
3
Режиссер.
Групповая,
беседа, игра
Словесные,
игровые,
практические
методы
Музыкальная
аппаратура,
театральная
атрибутика,
наглядные
материалы,
реквизиты
4
Художник в театре.
Групповая,
беседа,
игра,
опрос
Словесные,
игровые,
практические
методы
Музыкальная
Групповая,
беседа, игра
Словесные,
игровые,
практические
методы
Музыкальная
аппаратура,
театральная
атрибутика,
наглядные
материалы,
реквизиты
5
Пьеса –
спектакля.
основа
аппаратура,
театральная
атрибутика,
наглядные
материалы,
реквизиты
6
Структурные элементы
пьесы.
Групповая,
беседа, опрос
Словесные,
игровые,
практические
методы
Музыкальная
аппаратура,
театральная
атрибутика,
наглядные
материалы,
реквизиты
7
Понятие интерпретации. Групповая,
беседа, игра
Словесные,
игровые,
практические
методы
Музыкальная
аппаратура,
театральная
атрибутика,
наглядные
материалы,
реквизиты
8
Драматургические жанры. Групповая,
беседа, игра
Словесные,
игровые,
практические
методы
Музыкальная
9
Жанровое
спектакля.
решение
аппаратура,
театральная
атрибутика,
наглядные
материалы,
реквизиты
Материально – техническое обеспечение программы
Занятия проводятся в просторном, регулярно проветриваемом помещении. Необходимо
наличие: - музыкального оборудования: пульт, акустическая система (колонка); игрового и театрального реквизита; - ноутбука; - фотоаппарата; - USB-флешнакопителя
с музыкой, фильмами, методическим материалом.
Список литературы: для педагога
Асеев Б.Н. Русский драматический театр от его истоков до конца 18 века.- М., 1997.
Голубовский Б.Г. Актер – самостоятельный художник. Методическое пособие. – М.:
ВЦХТ, 2004.
Голубовский Б.Г. Наблюдение. Этюд. Образ.- М.;Л.,1967.
Голубовский Б.Г. Пластика в искусстве актера.- М.,1986.
Демидова А.С. Тени зазеркалья: Роль актера: Тема жизни и творчества.- М., 1993.
Дроздин А.Б.Физический тренинг актера по методике А.Дроздина. – М.: ВЦХТ, 2004.
Евреинов Н.Н. Происхождение драмы. Первобытная трагедия и роль козла в истории ее
возникновения: Фольклорные очерки. - М.,1921.
Евреинов Н.Н. Театр как таковой. Обоснование театральности в смысле положительного
начала искусства в жизни. – М,,1923. Ершов П.М. Технология актерского искусства. М., 1992.
Збруева Н.П. Ритмическое воспитание актера: Методическое пособие. – М.:ВЦХТ,2003.
Завадский Ю.А. Об искусстве театра. – М.,1965.
Курышева Т.А. Театральность и музыка.- М., 1984.
Михайлова А.А. Образ спектакля. – М., 1975. Рудницкий К. Л. Режиссер Мейерхольд.
– М.,1981.
Стреллер Д. Театр для людей: Мысли записанные, высказанные и осуществленные. – М., 1984.
Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического искусства
«Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm
Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы
Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование.
Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.
Похмельных А.А. Образовательная программа «Основы театрального искусства».
youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc
4.Тынянов, Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино /Ю.Н. Тынянов. М.Наука
1977 : Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых
приемов обучения. - М.: «Первое сентября», 2000.
Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников I-XI
классов. М., 1990.
Как развивать речь с помощью скороговорок?
для детей
Детская энциклопедия . Театр от А до Я.- М., Аргументы и факты, 1998, №3.
Детская энциклопедия. Кукольный театр. - М., Аргументы и факты, 1999, №4.
История костюма: Эпоха. Стиль. Мода. – СПб.,2001.
История русского драматического театра. В 7т. – М.,1977-1982. Калмановский Е.С.
Книга о театральном актере: Введение в изучение актерского творчества. – Л.,1984.
Пави П. Словарь театра.- М., 1991.
Приложение «Упражнения для постановки сценической речи»
Упражнения для развития хорошей дикции (из программы курса «Театр» для
начальной школы И.А. Генералова) Тренинг гласных звуков
•
•
Произнеси ряд гласных, ставя под ударение один из звуков.
И Э А О У Ы
И Э А О У Ы
И Э А О У Ы
И Э А О У Ы
И Э А О У Ы
И Э А О У Ы
С помощью ряда гласных попытайся задать вопросы, делая ударение поочерёдно на
каждом звуке.
Вопрос
И
Э
А О
У
Ответ
Ы?
И
Э
А О
У
Ы.
И
Э
А О
У
Ы?
И
Э
А О
У
Ы.
И
Э
А О
У
Ы?
И
Э
А О
У
Ы.
И
Э
А О
У
Ы?
И
Э
А О
У
Ы.
И
Э
А О
У
Ы?
И
Э
А О
У
Ы.
И
Э
А О
У
Ы?
И
Э
А О
У
Ы.
Тренинг согласных звуков
•
Разминка: а) ведущий произносит звуки, игроки выполняют движения; б) ведущий
выполняет движения, игроки произносят звуки.
[л]
– руки подняты вверх, как бы завинчивая лампочку;
[р]
– руки внизу, как бы закрывая воображаемый кран;
[б] - [п]
– хлопки в ладоши;
[д] - [т]
– попеременное постукивание кулаком по ладоням;
[г] - [к]
– щелчки;
[з] - [с]
– соединяем попеременно пальцы с большим пальцем;
[в] - [ф] – отталкивающие движения руками;
[ж] - [ш] – забираемся обеими руками по воображаемому канату.
Прочитай, а затем озвучь текст. Как ты думаешь, что произошло с его героями?
Ж
ЖЖЖЖЖЖЖЖЖ
ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ
Ж Ж БАЦ!
ЖЖЖЖ
Ж…Ж…
Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж БАЦ!
БАЦ! Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж
БАЦ! БУМ! ДЗИНЬ! Ж Ж Ж Ж
Ж Ж Ж Ж ТОП.
ЖЖЖЖ
ТОП – ТОП.
Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж ШЛЁП!!! ШМЯК.
И СТАЛО ТИХО.
Скороговорки (из сборника скороговорок, http://littlehuman.ru/393/)
•
Как известно бобры добры, Добротою бобры
полны,
Если хочешь себе добра,
Надо просто позвать бобра.
Если ты без бобра добр,
Значит сам ты в душе бобр!
•
Женя с Жанной подружилась.
Дружба с Жанной не сложилась.
Чтобы жить с друзьями дружно,
Обижать друзей не нужно.
•
У крошки матрешки пропали сережки,
Сережки Сережка нашёл на дорожке.
•
Топали да топали,
Дотопали до тополя,
До тополя дотопали,
Да ноги-то оттопали.
•
Грачиха говорит грачу: «Слетай с грачатами к
врачу,
Прививки делать им пора
Для укрепления пера!