ДООП Волшебная кисть

.

1

Паспорт программы
Название программы

«Волшебная кисть»

Составитель программы

Дерновая Светлана Юрьевна

Вид программы

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа

Направленность программы

художественная

Форма реализации программы

очная

Срок реализации программы

1 год

Возраст обучающихся

7-9 лет

Категория обучающихся

Учащиеся младшего школьного возраста

Уровень освоения программы

базовый

Краткая аннотация программы

Цель программы - обучение детей основам
изобразительной грамоты и их активное
творческое развитие
с
учётом
индивидуальности каждого
ребёнка
посредством занятий
изобразительной
деятельностью, приобщения к достижениям
мировой художественной культуры. Задачи
программы:
Расширить представления
об
изобразительном искусстве.
Развивать навыки работы учащихся с
различными материалами и в различных
техниках.
Развитие
умения
контактировать
со сверстниками в творческой
деятельности. Формировать чувство радости
от результатов индивидуальной и
коллективной деятельности.
Реализовать
духовные, эстетические и
творческие
способности
обучающихся,
развивать фантазию, воображение,
самостоятельное мышление;
Воспитывать художественно – эстетический
вкус, трудолюбие, аккуратность.

2

Содержание
№ п/п

Содержание

Страницы

1

Пояснительная записка

4

2

Учебный план

8

3

Содержание

10

4

Методическое обеспечение программы

12

5

Материально-техническое оснащение программы

15

6

Список литературы

15

7

Сведения о составителе

16

8

Календарно-тематическое планирование

17

9

Приложение

20

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
направленности «Волшебная кисть» составлена на основе:

программа

художественной

• Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» /№273- ФЗ от 29.12. 2012 г/;
• Концепции развития дополнительного образования /распоряжение Правительства РФ от
4.09 2014 г. № 1726-р 2014/;
• Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /
А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. –М.: Просвещение, 2010/;
• Приказа Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
• Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных
программ (письмо министерства образования и науки РФ № 09- 3242 от 18.11.2015);
• Федеральной целевой программы развития дополнительного образования детей в РФ до 2020
года;
• "Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года"
/распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р г/.
• Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об
утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей»;
• - Устава МАОУ гимназия № 108 имени В.Н.Татищева
• - Положения «О дополнительном образовании учащихся» и иными нормативными
правовыми документами.

4

Два мира есть у человека,
Один-который нас творил,
Другой - который мы от века Творим
по мере наших сил. Н.Заболоцкий.
Эти слова можно уверенно отнести ко всем тем, кто своими руками создает вещи, творит
свой, неповторимый и причудливый мир. Любая работа, какой бы простой она ни казалась,
требует определенных знаний, практических навыков, умений. Чем раньше мы в своей жизни
сталкиваемся с каким-либо занятием, тем более простым и привычным оно кажется потом. Но
интересным и необходимым для нас оно становится только тогда, когда в этом занятии есть
возможность выразить и проявить себя, когда в нем есть место творчеству.
В каждом человеке от природы заложены огромные возможности. Помочь реализовать
их, преодолеть психологический барьер боязни нового, увлечь, развить способности легче всего
в интересном занятии, в деле. Человек, увлеченный творчеством, способен превратить любой
труд в искусство, в красоту для себя и окружающих. Один из путей развития творческих
способностей школьников - это занятие в школьных студиях, кружках, где максимально
раскрываются художественные способности детей.
Программа «Волшебная кисть» имеет художественную направленность. В ходе ее освоения
дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают
практические навыки изобразительного творчества.
Представляемая в настоящем модернизированном варианте – расширенная по тематике,
углубленная по содержанию, обогащённая современными игровыми приёмами, данная
программа предлагает детям базовое систематизированное образование по ИЗО с перспективой
последующей специализации в отдельных видах изобразительного искусства.
Новизна программы заключается в использовании традиционных и нетрадиционных методов
и способов развития детского творчества, направленных не только на формирование
нравственно-эстетических потребностей и развития художественной культуры, но и на
интеллектуальное развитие, а также коммуникативные навыки обучающихся в процессе
рисования.
Вопросы гармонического развития и творческой самореализации находят свое разрешение в
условиях творческих часов на базе школ. Открытие в себе неповторимой индивидуальности
поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими. Помочь детям в
этих стремлениях призвана дополнительная общеразвивающая программа «Волшебная кисть»,
которая рассчитана на работу с детьми младшего школьного возраста 7-9 лет .
Актуальность программы. Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении
задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественнотворческой и практико-ориентированной.
В целом занятия декоративно-прикладным и изобразительным искусством в рамках данной
программы помогают детям осознать связь искусства с окружающим миром, позволяют
расширить кругозор, учат принимать посильное участие в создании художественной среды.
5

Дети овладевают языком искусства, учатся работать различными доступными материалами, что
развивает их творческие способности.
Педагогическая целесообразность. Полученные знания, умения и навыки образуют
базу для дальнейшего развития ребенка, как в более углубленном освоении ремесла, так и в
изобразительно-творческой деятельности в целом и для профессионального определения
Программа имеет практическое направление, так как дети имеют возможность изображать
окружающий их мир с помощью различных материалов и видеть результат своей работы.
Каждое занятие включает теоретическую и практическую части.
Цель программы - обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное
творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий
изобразительной деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной
культуры.
Задачи программы:
• Расширить представления об изобразительном искусстве.
•

Развивать навыки работы учащихся с различными материалами и в различных
техниках.

•

Развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности.

•

Формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной
деятельности.

•

Реализовать духовные, эстетические и творческие способности обучающихся,
развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;

•

Воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.

Отличительная особенность программы - заключается в совместном творчестве педагога с
обучающимися. Педагог должен не столько передать определенную совокупность знаний,
сколько помочь детям сделать самостоятельные выводы и открытия. Создавая проблемную
ситуацию, умело управляя ею, педагог своими вопросами подводит обучающегося к рождению
нового знания. Этот подход не предусматривает установления однозначных оценок
«правильно» и «неправильно», эталонов и идеальных ответов. Обучающиеся могут обсуждать
друг с другом разные варианты ответов, деятельности и оценивать их.
Для достижения цели программы активно используются нетрадиционные техники:
тычок жесткой кистью;
тычок мятой бумагой;
оттиск поролоном;
восковые мелки и акварель;
свеча и акварель; отпечатки
листьев; волшебные
веревочки; монотопия;
печать по трафарету
6

Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать
себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для
самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений,
внимания, памяти, воображения, фантазии.
Формы и режим занятий
Для реализации программы используются несколько форм занятий:
Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями
организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год.
Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных
техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические
знания).
Занятие с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы
рисунка и живописи, используя натуру.
Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с
натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.
Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам,
литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения
ребёнка.
Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в
выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия
пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его.
Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы
проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.
Конкурсное игровое занятие – строится в виде соревнования в игровой форме для
стимулирования творчества детей.
Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных задач.
Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может
проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к
отчетным выставкам.
Режим работы: групповой (по 10- 15 человек) 3 часа в неделю по 40 минут , всего - 105 учебных
часа в год

Ожидаемые результаты:
В результате освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Палитра» будут сформированы следующие компетенции
Компетенция личностного самосовершенгствования:
- осознание своих творческих возможностей;
- проявление познавательных мотивов;
7

- развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и
художественной культурой;
- понимание чувств других людей, сопереживание им.
- формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира;
- развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности;
- формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности.
- умение осознанно использовать образно – выразительные средства для решения творческой
задач;
- развитие
стремления к
творческой
художественной деятельности.

самореализации

средствами

Социально-трудовая компетенция :
- планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- различать способ и результат действия;
- адекватно воспринимать словесную оценку учителя; - в сотрудничестве с учителем ставить
новые учебные задачи.
Учебно-познавательные компетенции:
- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя ;
- строить речевые высказывания в устной форме;
- оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения; - включаться в творческую
деятельность под руководством учителя.
Коммуникативная компетенция:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной;
- задавать вопросы;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности.
- развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности;
Общекультурная компетенция

-правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное
строение, цвет;
− применять художественно - графические материалы и техники;
8

− использовать изобразительно-выразительные возможности цвета.
Аттестация обучающихся
«Промежуточная аттестация» - проводится по окончании каждого полугодия.
«Итоговая аттестация» - по результатам освоения программы
Аттестация проводится в различных формах и учитывает теоретическое и практическое
освоение навыков: творческие работы, зачеты, участие в выставках
Учебный план

№
п/п

Название раздела темы

1

Введение. Знакомство с
предметом. Знакомство
с разными техниками
рисованиями.

25

5

20 (работа с
бумагой)

2

Рисования Человека и 16
животных в движении.

4

3

Зимние
темы 11
в изобразительном
искусстве

3

4

Учимся рисовать
портрет

2

12
выставка
(работа
с
бумагой,
ножницами)
8
зачет
(работа
с
бумагой,
ножницами)
8
Выставка
портретов
(работа
мам
с

5

Учимся
преобразовывать

Количество
всего

часов Теория

10

16

4

Практика

Аттестации и
контроля
зачет

бумагой,
ножницами,
смешивание
красок)
12
зачет
(рисунок
в
разных
жанрах)

9

Формы

6

Наше окружение.

11

3

7

Цветовое решение

6

2

8

Обобщение изученного. 10
Мир вокруг нас.

3

Творческая
(исполнение работа
работы
разными
техниками)
8

4
зачет
(исполнение
работы
разными
техниками)
7
Работы для
(исполнение выставки,
выбор лучших
работы
разными
техниками)

105

26

79

Содержание программы 1. Введение.
Знакомство с предметом. Знакомство с разными техниками
рисованиями.
Теория: понятие колор, цветовая гамма, кисточка, мазок, техника традиционная,
нетрадиционная техника, пластилин, конструирование, ниткография и кляксография
(см. приложение)
Практика: Работа с палитрой (Смешивание цветов). Создание образных работ с
использованием знаний по цветоведению («Моя фантазия», ладонная техника) Рисование
животных, лепка грибов, птиц, декоративное рисование. Коллективная работа «Деревенский
пейзаж»
2. Рисования Человека и животных в движении.
Теория: цветовосприятие, цветовая гамма, кляксография
Практика: Нарисовать кота в нетрадиционной технике «тычкование», создание коллективной
работы «Хочу на море».
3. Зимние темы в изобразительном искусстве
Теория: Форма предмета. Закон симметрии. Центральная ось. Ритм. Орнамент в круге.
Практика: Нарисовать снежинку с помощью восковой свечи. Выполнение аппликации из
салфеток. Работа в холодной гамме. Выражение эмоций с помощью цвета, пластики линий и
формы цветовых пятен при прослушивании грустной мелодии. Изображение снежных
деревьев
10

4. Учимся рисовать портрет
Теория: пропорции, жанр, монотипия
Практика: Выполнение работы по теме «Мой друг» или «автопортрет». Выполнение работы
по теме «Моя мама» или «Моя бабушка», «Я и подруга». Изображение портрета в смешанной
технике. Живопись. Графика. Коллаж. Рисование акварелью по мокрой бумаге.
5. Учимся преобразовывать.
Теория: жанр карикатура, мятая бумага
Практика: Выполнение коллажа из пластилина, из вырезок газет, журналов. Составление
натюрморта. Рисование акварелью на мятой бумаге. Изображение льва в смешанной технике.
6. Наше окружение.
Теория: «тычкование», «набрызг», пейзаж
Практика: Нарисовать одуванчик в нетрадиционной технике «тычкование». Рисование пейзажа
нетрадиционной техникой. Изобразить многообразие животного мира, уметь важность каждого
вида животного в природе.
7. Цветовое решение
Теория: колорит, цветовые решения, светотень, штрих, фон, тон, полутон
Практика: работа по тематике в разных цветовых решениях (светлая, темная, контрастная
гамма)
8. Обобщение изученного. Мир вокруг нас.
Теория: техники в изобразительном искусстве, правила работы карандашами, линия, штрих,
коллаж
Практика: Рисование растительных форм: лист, ветки, бутоны, цветы. Изображение космоса и
млечного пути с помощью техники «набрызг». Выполнение летнего пейзажа в технике
коллаж.
Требования к усвоению программы
К концу года обучения, обучающиеся будут знать:
− понятия: графика, «силуэт», «тон», «форма», «живопись», «палитра», «основные и
дополнительные цвета», «набрызг», «тычкование», «теплые цвета», «холодные цвета,
«композиция», «композиционный центр», «формат», «ритм»; азы рисунка, живописи и
композиции;
− отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства;
11

− ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в рисунке и в живописи,
главные и дополнительные, холодные и теплые цвета
Будут уметь:
− манипулировать различными мазками;
− передавать характер линии при создании различных образов;
− штриховать, усиливать и ослаблять тон;
− работать с акварелью, гуашью, цветными карандашами
− делать по наблюдению с натуры зарисовки отдельных предметов, животного, натюрмотра,
человека; − цветом передавать пространственные планы (передний, дальний, средний);
− конструировать объемы формы, усложняя их декоративными деталями.
Методическое обеспечение программы
№
п/п

Название
темы

1

Знакомство с
разными
техниками
рисованиями.

раздела Форма
проведения
занятий

Групповая,
беседа

Методы и приемы

Дидактический.

Организации УВП

материал,
техническое
оснащение занятия

Демонстрация разных Наглядные
пособий.
материалы, краски,
Практические методы карандаши
восковые,
акварельные
карандаши, баночка
для воды, кисточки,
акварельная бумага,
простой карандаш,
резинка,
уголь,
листы бумаги
разного формата

12

2

Рисования
Человека и
животных в
движении.

Групповая,
беседа

Демонстрация разных Наглядные
пособий Практические материалы,
реквизиты: Краски,
методы
карандаши
восковые,
акварельные
карандаши, баночка
для воды, кисточки,
акварельная бумага,
простой карандаш,
резинка, уголь,
листы бумаги
разного формата

3

Зимние
темы
в
изобразительном
искусстве

Групповая,
Беседа, игра

Демонстрация разных Наглядные
пособий Практические материалы,
методы
реквизиты: Краски,
Словесные

13

карандаши
восковые,
акварельные
карандаши,
баночка для воды,
кисточки,
акварельная
бумага, простой
карандаш,
резинка, уголь,
листы бумаги
разного формата

4

Учимся
портрет

рисовать Групповая,
Беседа, опрос

5

Учимся
преобразовывать

Групповая,
Беседа. Опрос

Демонстрация
наглядных пособий,
практические
методы, словесные

Наглядные
материалы,
Реквизиты:
Краски,
карандаши
восковые,
акварельные
карандаши,
баночка для воды,
кисточки,
акварельная
бумага, простой
карандаш,
резинка, уголь,
листы бумаги
разного формата

Демонстрация
Наглядных пособий,
практические
методы, словесные

Наглядные
материалы,
реквизиты:
Краски,
карандаши
восковые,
акварельные
карандаши,
баночка для воды,
кисточки,
акварельная
бумага, простой
карандаш,
резинка, уголь,
листы бумаги
разного формата

14

6

Наше окружение.

Групповая,
Беседа,

Демонстрационные,
наглядные пособия,
практические методы,
словесные

Наглядные
материалы,
реквизиты: Краски,
карандаши
восковые,
акварельные
карандаши, баночка
для воды, кисточки,
акварельная бумага,
простой карандаш,
резинка, уголь,
листы бумаги
разного формата

7

Цветовое решение

Групповая,
Беседа,

Демонстрационные,
наглядные пособия,
словесные

Наглядные
материалы
реквизиты: Краски,
карандаши
восковые,
акварельные
карандаши, баночка
для воды, кисточки,
акварельная бумага,
простой карандаш,
резинка, уголь,
листы бумаги
разного формата

8

Обобщение
изученного. Мир

Групповая,
Беседа,

Демонстрационные,
наглядные пособия,
словесные

Наглядные
материалы Краски,
карандаши
восковые,
акварельные
карандаши,

вокруг нас

15

баночка для воды,
кисточки,
акварельная бумага,
простой карандаш,
резинка, уголь,
листы бумаги
разного формата

Материально-техническое оснащение программы
Учебный кабинет с хорошим освещением
Список литературы
Екатерина Румянцева " Веселые уроки рисования. Антипова М.Г. Школа рисования. Мир
вокруг тебя.
Алексеева В. В. Что такое искусство? М., 1991.
Басина Н., Суслова О. С кисточкой и музыкой в ладошке. М., 1997.
. Брыкина Е. К. «Творчество детей в работе с различными материалами» М. 1997
Верещагина А.Г. «Русские живописцы ХХ века». Николай Николаевич Ге. – Л.: Художник
РСФСР, 1988. – 184 с. ил.
Доронова Т. Н. «Природа, искусство, изобразительная деятельность» программа «Радуга» М.
Евсеева Г. «Основы худ. ремесла-батик» М. 1997.
Иванова О.Л., Васильева И.И. Как понять детский рисунок и развить творческие способности
ребенка. – Спб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2011 – 92 с.
Кембелл Ф. «Я учусь рисовать» М. 1996.
Коллективное творчество детей. Под ред. А. А. Грибовской. М., 2004.
Комарова Т. С. «Дети в мире творчества» М., 1995.
Копцева Т. А. «Природа и художник» М. 2000.
16

Курочкина Н. А. «Детям о книжной графике» С, П, 1997
Курочкина Н. А. «Знакомим с натюрмортом» С-П., 1999. п-ма «Детство»
Курочкина Н. А. «Знакомим с пейзажем» С-П. 2000 программа «Детство»
Лыкова И. «Цветная мозаика» М., 2000.
Календарно-тематическое планирование
Последовательность
занятий

Кол-во часов

Инструменты и материалы

1. Вводная беседа
«Мир вокруг меня».
2. Волшебные краски:

1

Карандаш, фломастеры, цветные карандаши.

2

Ф А4, гуашь, кисти.

1

Картон ф А4, акварель, атласная лента,
лоскуток или бум. Салфетка.

три основных цвета.
3. Наварили мы
компот.
4.
Знакомство с
искусством.

4

Ф А3, пластилин, гуашь.

5. Такие разные птицы. 2

Ф А4, графитовый карандаш, акварель.

6. Осенняя листва.

3

Ф А4, акварель, кисти, восковые мелки,
листья деревьев.

2

Ф А4, акварель, нитка, фломастеры.

8. Осени портрет.

2

Ф А4, акварель, кисти, гербарий.

9.
Удивительный
орнамент.

2

Ф А4, фломастеры.

10. Портрет кота

2

Ф А4, гуашь, ватные палочки.

7.

Ниткография
и кляксография.

11.
Натюрморт
из 4
бытовых предметов.

Ф А3, графитовые карандаши различной
мягкости, цветная бумага, клей.

12.Лепка человека

2

Пластилин.

13. Объемные
декоративные работы

2

Ф. А2, Цв. Бумага, клей, ножницы, гуашь.

17

14. Рисование с натуры 2
предметов быта.

Ф А4, графитовые карандаши различной
мягкости.

15. Лепка животных.

2

Пластилин.

16. Рисуем животных.

4

Ф А4, графитовые карандаши различной
мягкости, цветные карандаши.

17. Русские народные 4
сказки о животных.

Ф А3, гуашь, кисти.

18. Снежинка

2

Ф А4, свеча, акварель.

19. Новогодние

3

Ф А4, бум.салфетки, клей, цветная бумага.

открытки
20. Зимний пейзаж

2

Ф А4, восковые мелки и гуашь.

21. Зимние деревья

2

Ф А4, губка, кисть, гуашь.

22.
Архитектурные
постройки зимой.

2

Пластилин

23.Рисование человека 2
по представлению.

Ф А4, журналы, клей, ножницы.

Портрет.
24. Открытка папе.

2

25. Монотипия

2

26. Моя мама

2

Белый картон, акварель, журналы, ножницы,
клей, графитовые карандаши различной
мягкости.

27. По - морям, поволнам

2

Ф А4, акварель.

28. Инопланетянин

2

Картон, пластилин.

29. Веселая картинка

3

Ф А3, журналы, ножницы, клей.

30. Ваза с цветами

2

Ф А4, акварель.

31. Сказочный лев

2

Ф А4, акварель, фломастеры.

32. Ветка сирени

2

Ф А4, гуашь, цв. бумага, клей.

33. Одуванчик

1

Ф А4, гуашь, акварель, ватные палочки.

Белый картон ф А4, акварель, цветная бумага,
ножницы, клей.

18

34. Сказочные деревья

2

35.
Знакомство
с 2
«народной игрушкой».
История промысла.
36.
Животный
мир нашей
планеты.
37. «Времена года».

Ф А4, акварель, гуашь, кисти, зубная щетка.
Ф А4, фломастеры.

2

Ф А4, цветные карандаши.

4

Материалы и инструменты по выбору.

38.
Пасхальные
мотивы.

2

Материалы и инструменты по выбору.

39. Светлая цветовая
гамма.

1

Ф А4, гуашь, кисти.

40. Тёмная цветовая
гамма.

1

Ф А4, гуашь, кисти.

41. Тёплая гамма.

1

Ф А4, гуашь, кисти.

42. Холодная гамма.

1

Ф А4, гуашь, кисти.

43. Контраст

2

Ф А4, гуашь, кисти.

3

Ф А3, акварель, гуашь, карандаши, кисти.

44.Война
детей.

глазами

45.
Рисование 2
растительных форм.

Ф А4, цв. карандаши.

46.Рисуем с натуры.

2

Ф А4, графитовые карандаши различной
мягкости, цветные карандаши.

47.
Космическое
путешествие.

2

Ф А4, акварель, зубная щетка.

48.Городской пейзаж.

2

Ф А4, акварель

49. Здравствуй, лето!

2

Ф А2, графитовые карандаши различной
мягкости, журналы, клей, ножницы.

Итого

105

19

Приложение
Изучаемые понятия.
Словарь терминов
АКВАРЕЛЬ - (франц. aquarelle, от лат. aqua — вода), краски (обычно с клеем),
разводимые в воде и легко смываемые ею. Основные качества живописи акварелью —
прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (чаще всего бумаги),
чистота цвета.
Блик – элемент светотени. Наиболее светлое место на освещенной (блестящей)
поверхности предмета. С переменой точки зрения блик меняет свое местоположение на форме
предмета.
Восковые мелки имеют насыщенные мягкие яркие цвета, в их состав входит воск.
Мелками можно быстро закрасить большую поверхность, особенно если положить мелок
плашмя. Воск дает широкую фактурную линию с небольшими просветами. Изменяя нажим,
можно получать разные тона одного и того же цвета. Восковые мелки при смешивании не дают
плавных переходов. Мелки довольно твердые, но во время рисования при слишком сильном
нажиме могут сломаться. Используются для рисования по бумаге и картону. Подходят для
изображения неоднородно окрашенных поверхностей: стен, травы, деревьев, деревянных
предметов.
Гуашь – водная краска, обладающая большими красящими возможностями. Краски
после высыхания быстро светлеют и необходимо умение предвидеть степень изменения их тона
и цвета. Гуашевыми красками пишут на бумаге, картоне, работы имеют матовую бархатистую
поверхность.
ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО – создание и художественное оформление изделий,
применяемых в общественном и частном быту (посуда, мебель, одежда, ковры и т. д.).
Дополнительные цвета – два цвета, дающие белый при оптическом смешивании
(красный с голубовато-зеленым, оранжевый с голубым, желтый с синим, фиолетовый с
зеленовато-желтым, зеленый с пурпурным). При механическом смешивании этих пар
дополнительных цветов получаются оттенки с пониженной насыщенностью. Дополнительные
цвета называются также контрастными.
Живопись – один из главных видов изобразительного искусства, передающий
многообразное многоцветие окружающего мира. По технике исполнения живопись
подразделяется на масляную, темперную, фресковую, восковую, мозаичную, витражную,
акварельную, гуашевую, пастельную. По жанрам различают живопись станковую,
монументальную, декоративную, театрально-декоративную, миниатюрную.
Изобразительное искусство — искусство, связанное со зрительным восприятием и
создающее изображения видимого мира на плоскости и в пространстве; таковы живопись,
графика, скульптура.
Иллюстрация — наглядное изображение, поясняющее текст.

20

Карандаш — в технологии рисунка — материал и инструмент для рисования в виде
палочки и специальных красящих веществ, обычно оправленных в дерево. Современные
графитные К., состоящие из минерала графита и примеси глины, выпускаются разной степени
твердости (М — мягкие и Т — твердые). К., изготовленные из порошка жженой кости с
растительным клеем, известны под названием итальянские К. (угольные).
Картина – живописное произведение, самостоятельное по назначению. Картины
различаются по жанрам. В отличие от этюда картина может отразить действительность с
наибольшей глубиной, в законченной и продуманной в целом и в деталях форме.
Квадрат - (от лат. quadratus — четырехугольный), прямоугольник с равными сторонами.
Кисть - основной инструмент в живописи и многих видах графики. Изготовляются из
обезжиренного волоса или шерсти; Кисти бывают жесткие (щетинные) и мягкие (колонковые,
беличьи). В гравюре употребляют стеклянные и проволочные кисти.
Композиция (сочинение, составление, расположение) — целенаправленное построение
художественного произведения, делающее замысел художника более доходчивым и
впечатляющим.
Основные принципы построения — это подчеркивание, выделение основного через связь
с второстепенным и изъятие незначительного. Основной
закономерностью построения является борьба противоположностей: большого — малого,
светлого — темного, холодного — теплого, статичного — динамичного.
Контраст – распространенный художественный прием, представляющий собой
сопоставление каких-либо противоположных качеств, способствующих их усилению.
Наибольшее значение имеет цветовой и тональный контраст. Цветовой контраст обычно
состоит в сопоставлении дополнительных цветов или цветов, отличающихся друг от друга по
светлоте. Тональный контраст – сопоставление светлого и темного. В композиционном
построении контраст служит приемом, благодаря которому сильнее выделяется главное и
достигаются большая выразительность и острота характеристики образов.
Контур – изобразительное средство в виде ограничивающей форму линии.
Набросок – быстрый рисунок. Трактовка форм в наброске обычно отличается значительной
обобщенностью, так как его цель – дать лишь общее представление о натуре. Набросок часто
имеет самостоятельное значение, но могут быть и подготовительные наброски для картины.
Натура (в изобразительном искусстве) – объекты действительности (человек, предметы,
ландшафт и т.д.), которые художник непосредственно наблюдает при их изображении. В
выборе натуры и ее интерпретации проявляются мироощущение художника, его творческая
задача. Непосредственно с натуры выполняются этюды, наброски, зарисовки, часто – портрет,
пейзаж, натюрморт.
Натюрморт – жанр изобразительного искусства (главным образом станковой
живописи), который посвящен изображению окружающего человека мира вещей,
композиционно организованных в одну группу. Кроме неодушевленных предметов в
натюрморте могут изображаться объекты природы, изолированные от естественных связей и
тем самым обращенные в вещи (рыба на столе, цветы в вазе и т.д.).
21

Овал (от лат. ovum — яйцо) - выпуклая замкнутая плоская кривая без угловых точек.
При этом под выпуклостью понимают свойство кривой иметь с любой прямой не более двух
(действительных) общих точек. Примером овала может служить эллипс.
Окружность - замкнутая плоская кривая, все точки которой одинаково удалены от ее
центра
Основные цвета — три цвета, смешением которых в разных пропорциях можно
получить любой цвет. Набор основных цветов образует трехмерную колориметрическую
систему. Число возможных систем основных цветов бесконечно, хотя не любые три
произвольно выбранных различных цвета могут служить основными цветами — ограничением
является условие, чтобы ни один из них не мог быть представлен в виде суммы оттенков двух
других. На практике основными цветами являются красный, зеленый и синий; в многоцветной
печати и в цветной фотографии, где для воспроизведения цветов используется более сложный
процесс субтрактивного их синтеза — пурпурный (синевато-красный), голубой (зеленоватосиний) и желтый. Понятие «основные цвета» и основанные на нем соотношения используются
в теоретической и практической колориметрии. Однако аппарат трехмерных систем
недостаточен для решения ряда тонких и сложных проблем, связанных с измерением и
количественным выражением цвета.
Пейзаж – вид, изображение какой-либо местности; в живописи, графике – жанр и
отдельное произведение, в котором основной предмет изображения – природа.
Портрет – жанр изобразительного искусства, а также произведение, посвященное
изображению определенного человека или нескольких людей (парный, групповой портрет и
т.д.).
Рисунок – какое-либо изображение, выполняемое от руки с помощью графических
средств: контурной линии, штриха, пятна. Различными сочетаниями этих средств в рисунке
достигаются пластическая моделировка, тональные и светотеневые эффекты. Рисунок, как
правило, выполняется одним цветом либо с более или менее органичным использованием
разных цветов.
Светотень – градация светлого и темного, соотношение света на форме. Светотень
является одним из средств композиционного построения и выражения замысла произведения.
Благодаря светотени зрительно воспринимаются и передаются в произведении пластические
особенности натуры. В натуре характер светотени зависит от особенностей формы и материала
предмета. В произведениях искусства светотень подчиняется общему тональному решению.
Градация светотени: свет, тень, полутень, рефлекс, блик.
Симметрия – такое строение предмета или композиции произведения, при котором
однородные части располагаются на одинаковом расстоянии от центральной оси любого
объекта, занимающего центральное положение по отношению к ним. Подобная композиция
чаще всего встречается в декоративно-прикладном искусстве. Нарушение симметрического
строения у объектов, которым свойственно наличие симметрии, называется асимметрией.
Треугольник - часть плоскости, ограниченная тремя отрезками прямых (сторонами
треугольника)
Фломастеры заправлены специальными чернилами. Фломастер дает равномерный цвет без
оттенков. Детям легче рисовать фломастерами, чем карандашами, потому что они легко
22

оставляют след на бумаге. Следует напоминать детям закрывать фломастеры колпачками, иначе
они быстро засохнут. Желательно использовать фломастеры для рисования на гладкой бумаге.
Если цветом требуется залить большую поверхность, используется штриховка. Фломастеры
подходят для рисования мелких ярких деталей и контурной обводки предметов.
Один из главных плюсов фломастеров по сравнению с карандашами состоит в том, что ребенок
не может стереть линию и нарисовать другую, ему приходиться сразу продумывать свой
рисунок.
Фон (в натуре и в произведениях искусства) – любая среда, находящаяся за объектом,
расположенным ближе, задний план изображения. В произведениях изобразительного
искусства фон может быть нейтральным, лишенным изображений или включать изображение
(изобразительный фон).
Штрих – одно из изобразительных средств в рисунке. Каждый штрих представляет
собой линию, проведенную одним движением руки. Приемы работы штрихом разнообразны.
Используются штрихи разной длины, силы и частоты, положенные в различных направлениях.
При этом в зависимости от характера работы штрихи могут выглядеть как отдельные линии или
сливаться в сплошное пятно.

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».