Паспорт программы
Название программы
«Мастерица»
Составитель программы
Литвина Елена Николаевна
Вид программы
типовая
Направленность программы
художественная
Форма реализации программы
очная
Срок реализации программы
1 год
Возраст обучающихся
9-14 лет
Категория обучающихся
Учащиеся младшего и среднего возраста
Уровень освоения программы
базовый
Краткая аннотация программы
Вязание является одним из традиционных
видов декоративно-прикладного
творчества. Это древний и в то же время
современный вид рукоделия. Разнообразие
вязаных вещей огромно: от мелких
сувениров и игрушек до изделий, которые
можно носить в любую погоду и в любое
время года. Программа позволяет проявить
творческие способности в мастерстве
вязания, владения крючком
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа составлена на основе:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» /№273- ФЗ от 29.12. 2012 г/;
–
Концепции развития дополнительного образования/распоряжение Правительства РФ от
4.09 2014 г. № 1726-р 2014/;
–
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России/А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. –М.: Просвещение, 2010/;
–
Федеральной целевой программы развития дополнительного образования детей в РФ до
2020 года;
–
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года»/распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996р-г/.;
–
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41
«Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей»;
–
Устава МАОУ гимназия № 108 им. В.Н.Татищева
–
Положения о структуре,
порядке разработки
и
утверждения дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы гимназии;
–
Положения о формах, периодичности и порядке контроля и аттестации обучающихся
гимназии.
Вязание — один из самых распространенных видов рукоделия. Искусство вязания восходит
своими корнями к далекому прошлому. Вязаные вещи были найдены в древних захоронениях
Египта, Рима, Греции. Золотые и цветные кружева украшали одежду, праздничные полотенца,
приданое невесты и другие изделия. Вязаная, теплая одежда защищала от холода. В России
вязание получило распространение в прошлом веке, занимались им женщины на посиделках.
Узоры заимствовали из народной вышивки крестом и ткачества.
Как хорошо думается, когда руки заняты рукоделием, ведь мозговые центры речи, регулирующие
движение мышц речевого аппарата, расположены в непосредственной близости к центрам,
регулирующим движения рук. Аккуратная, мелкая, тонкая работа руками развивает внимание
ребенка, способствует точности и ясности речи, а также хорошо организует и дисциплинирует
мышление.
Наша страна славится своими мастерами. Почти в каждой области есть свои предприятия
народных художественных промыслов, где в руках народных умельцев кусок глины
превращается в прекрасную игрушку, крохотная бусинка — в украшение сказочной красоты, а
тонкая пушистая нить — в великолепную изящную шаль. Нам хорошо известен знаменитый
промысел оренбургских пуховых платков, возникший в XVIII веке.
Вопрос о том, с какого возраста начать обучение вязанию находит свой ответ в опыте наших
предков. Девочке давали в руки крючок, спицы, иглу с того момента, как она могла их держать.
Умение прясть, вязать, ткать, шить и вышивать необходимо было для любой женщины, ведь ей
приходилось одевать себя, свою семью, украшать жилище, предметы быта. Это умение было
обязательным не только для крестьянок, но и для женщин всех сословий, в том числе и
дворянского. В помещичьих домах приготовлением приданого для невесты, шитьем платьев
занимались не только дворовые мастерицы, но и сами хозяйки, а также будущие невесты.
Сегодня мало кто сомневается, что творчество — надежный резерв жизненной активности,
увлеченности. Мир не стоит на месте. Его прогрессивное развитие происходит на основе
освоения и приращения опыта поколений, но дети способны не только освоить наш опыт. Они
привносят в него свое, неповторимое. новое, своеобразное: новые идеи, новые предназначения,
новые сочетания и созидающие противоречия.
Новизна программы
В
условиях
современного
развития
производства,
в
связи
с
изменениями
в
общественносоциальной структуре, знакомство с разными ремеслами необходимо, чтобы помочь
детям адаптироваться в будущей взрослой жизни. Умение вязать поможет красиво, элегантно
одеваться в соответствии со своим вкусом, временем года, поможет бюджету будущего взрослого
человека (умение вязать, перевязывать, дать новую жизнь, вышедшей из моды, вещи всегда
подспорье семейному бюджету). Зная основы ремесла вязания, ребенок научится ценить и
уважать труд другого человека, всегда отличит красивую нужную вещь от яркой безвкусицы
Актуальность программы
Актуальность программы обусловлена, с одной стороны, повышением интереса к вязанию
во всем мире, а с другой, необходимостью воспитания подростков через самобытный творческий
процесс, в результате которого им легче будет адаптироваться в будущей взрослой жизни.
Программа способствует сохранению и преемственности народных традиций в моде на
современном этапе.
Педагогическая целесообразность
Знания, полученные на занятиях в студии, дополняют информацию, полученную на уроках
в школе:
-
цвет, композиция, орнамент - ИЗО
-
природа света, спектр, физические свойства нитей, тканей — Физика;
-
химические свойства волокон, натуральных и искусственных – Химия;
-
основные представители флоры и фауны различных регионов России, их отражение в
рисунках — Биология;
-
климатические, природные зоны, их влияние на одежду — География;
-
основные этапы развития человечества, их взаимосвязь с историей костюма, основные
народные промыслы — История.
Все это и многое другое пробудит живой интерес школьников, заставит по-новому
взглянуть на историю, географию, мировую культуру.
Программа «Рукодельница» помогает детям выработать своё видение, оформить простое
изделие украшениями, выполненными в различных техниках, либо выполнить оригинальную
поделку в соответствии с замыслом самого подростка.
Цель программы — развитие творческих способностей детей и профориентация
подростков посредством приобщения к исконно русским промыслам, используя богатые
народные традиции в изготовлении одежды и ее украшения.
Задачи программы:
Обучающие:
-
познакомить с историей вязания, тенденциями моды;
дать сведения о развитии отраслей промышленности, связанных с обработкой пряжи
(трикотажное, ткацкое, прядильное, ковровое производство, трикотажное ателье),
познакомить с профессиями названных производств;
-
ознакомить с материаловедением, конструированием, моделированием, технологией
вязания декоративных изделий для украшения интерьера, быта, сувениров, игрушек;
-
познакомить с профессией «Дизайнер»;
-
раскрыть понятия, особенности разных техник вязания крючком с использованием разных
материалов;
-
научить основам вязания с использованием различных инструментов (крючок);
-
научить пользоваться справочной литературой, самостоятельно изготавливать изделия и
поделки, работать по схеме, выкройке, описанию.
Воспитательные:
-
научить трудиться так, чтобы учащийся мог организовать процесс своей работы
безопасно, экономически выгодно, экологически безвредно с соблюдением культуры
труда и норм поведения, принятых в обществе при трудовой деятельности;
-
воспитать чувство уважения к мастеру, его профессиональному мастерству;
-
привить трудолюбие, аккуратность, целеустремленность;
-
формировать чувство национального достоинства, патриотизма, на основе изучения
художественной культуры своего народа, его традиций;
-
воспитывать усидчивость, умение доводить дело до конца, чувство товарищеской
взаимопомощи, доброты и терпимости во взаимоотношениях друг с другом.
Развивающие:
-
развивать у детей чувство прекрасного, гармонии, формы, цвета, движения, композиции,
опираясь на основы народной культуры;
-
развивать творческие способности детей через оптимальное сочетание индивидуальной,
групповой и коллективной творческой деятельности;
-
развивать познавательную активность воспитанников за счет разнообразия форм
обучения;
-
посещая музеи, выставки, развивать у детей потребность в постоянном познании нового,
стремлении к самосовершенствованию.
-
Основные этапы приобретения мастерства:
-
изучение и возрождение народных традиций в пословицах и поговорках;
-
развитие творческой фантазии и воображения;
-
изучение основ материаловедения;
-
обучение существующим технологиям работы с крючком, спицами;
-
получение необходимых знаний и навыков для дальнейшей самостоятельной работы.
Форма и режим занятий
Режим занятий: групповой 3 раза в неделю по 40 минут, всего 105 часов в год
Количество детей в группе не более 12-ти человек, так как проводится индивидуальная работа с
каждым учеником и, кроме того, на занятиях используются колющие и режущие предметы.
В коллектив принимаются девочки с 10-ти лет, т. к. дети младшего возраста не обладают
минимальной графической подготовкой, психика их не уравновешена, при малейшем сбое в
работе ребенок не дожидается результатов своего труда, интерес к обучению мгновенно
пропадает, кроме того у них недостаточно развита мелкая мускулатура кистей рук.
У группы 9— 10-ти летних детей — более выраженная индивидуальность интересов,
вкусов. Дети активны в выборе занятий, их внимание более устойчивое, способны довести дело
до конца.
Группа 11—12-ти лет – нацеленность на приобретение нового опыта, дети очень активны
во внешкольной деятельности, совместная работа в коллективе способствует развитию
самокритичности, попыткам анализировать свой труд.
Девочки от 13-ти лет и старше обладают повышенной чувствительностью к оценке
результатов своего труда, стараются быстро реализоваться в коллективе и являются лучшими
помощниками педагога.
С целью профилактики нарушения у детей правильной осанки и снятия напряжения с глаз,
во время занятий и в перерывах проводится комплекс упражнений, направленных на укрепление
позвоночника, разгрузку мышц рук, глаз и спины.
Формы занятий: круглые столы, семинары, творческие мастерские, мастер-классы.
Каждый год заканчивается для студийцев отчетной выставкой, на которой представляется
экспозиция из лучших работ учащихся. Кроме этого, дети принимают участие в районных,
городских конкурсах и фестивалях.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
В результате освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Мастерица» будут сформированы следующие компетенции:
Учебно-познавательная компетенция:
-
Владение правилами безопасности труда, личной гигиены при работе с ножницами;
правилами безопасности труда при работе с крючком, иглой, пряжей, утюгом;
-
Владение основами материаловедения, знать назначение пряжи растительного и
животного происхождения;
-
умение отличать трикотажное полотно от тканого;
-
владение основами цветоведения;
-
умение подбирать основные инструменты для работы и владеть приемами работы с ними,
-
чтение схем рисунков, вязание по ним или умение пользоваться подробным описанием;
-
самостоятельно подбирать номера крючка для каждого вида пряжи;
-
умение грамотно рассчитывать необходимое для начала работы количество петель;
-
грамотное выполнение несложных изделий: шарф, шапочку, варежки, салфетку
воротничок, различные сувениры:
-
умение выбрать из проработанных образцов узоры, наиболее подходящие для
изготовления изделия.
-
владение простейшими приемами вязания крючком; техникой вязания ровного полотна;
владение техниками вязания: по кругу; техникой филейного вязания; техникой расчета по
связанному образцу;
-
применение приемов мышечной разгрузки для позвоночника и глаз.
Компетенция личностного самосовершенствования:
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в
области предметной технологической деятельности;
-
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
-
самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в
различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
-
развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности, выражение
желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
-
осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на
базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с
учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду;
-
самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий,
рациональному ведению домашнего хозяйства;
-
становление
самоопределения
в
выбранной
сфере
будущей
профессиональной
деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание
необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной
социализации;
Коммуникативная компетенция:
-
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с
учетом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
-
проявление технико-технологического и экономического мышления при организации
своей деятельности;
Общекультурная компетенция:
-
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным
ресурсам;
-
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование
индивидуально-личностных позиций учащихся.
-
виртуальное
и
натурное
моделирование
технических
объектов,
продуктов
и
технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и
практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
Информационная компетенция:
-
формирование
и
развитие
информационнокоммуникационных
компетентности
в
технологий
(ИКТ);
области
выбор
использования
для
решения
познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая
энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
АТТЕСТАЦИЯ : промежуточный и итоговый контроль в форме презентации изделий ,
организации выставок и участия в тематических выставках , участие в школьных и районных
конкурсах и выставках творчества
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Наименование
раздела
Фомы аттестации/
Количество часов
контроля
теория
№
п/п
I
Вводное занятие.
2
II
Введение в курс.
3
Практика
1
всего
3
Беседа
_____
3
реферат
III
Материаловедение
2
1
3
кроссворд
IV
Простые
1,5
7,5
9
Контроль качества
приёмы
работы с пряжей
V
Ярмарка,
Декоративное
вязание крючком
9,5
1.
78
детей
9
Оформление образцов
9
Контроль качества
Основные приёмы
вязания крючком
2.
мастерклассы силами
68,5
2
7
Вязание по кругу
(кошелёк)
1
8
3.
Прибавление
и
6
убавление петель:
12
Мышка
Лягушка
сумочка
0,5
1,5
5,5
1
12
Обсуждение
Выставка
Мастер-класс
10,5
11
4.
Вязание
полотна
квадратной и
ромбовидной
формы:
прихватка
Фотовыставка
1
5.
8
9
12
Вязание по схемам:
Салфетка сувенир
9
1,5
10,5
занятие
1
3
8
____
3
Ярмарка
обсуждение
Экскурсии, выставки
6
____
6
реферат
Итого:
27
78
105
Итоговое
(год)
VI
VII
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
Теория: Знакомство с группой, рассказ о студии. Информация по организации работы
студии, рабочего места.
Инструктаж по технике безопасности.
Практика: Мероприятия по сплочению коллектива.
ВВЕДЕНИЕ В КУРС
Теория: Виды декоративно-прикладного творчества России. Народное вязание —
один из наиболее доступных видов художественного творчества; оно дает возможность
изучить историю возникновения вязания, этапы развития и национальные особенности
разных районов страны. Народные пословицы и поговорки, отражающие мудрость и
трудолюбие русского народа — как неотъемлемая часть ручного труда.
Практика: Просмотр ранее выполненных детьми работ. Просмотр коллекции образцов
различных узоров. Предложить детям вспомнить народные пословицы: «Где хотенье, там и
уменье», «Хорошо начатое, наполовину сделано».
МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ.ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ
Теория: Виды волокон: натуральные и химические, искусственные и синтетические.
Свойства волокон (длина, прочность, тон) и т.д. Влияние качества нитей на
износоустойчивость изделий. Пряжа для ручного вязания. Восстановление пряжи, бывшей
в употреблении, способы распрямления. Свойства трикотажного полотна, особенности
трикотажного переплетения, связанного крючком, уход за вязаными изделиями. Цвет один
из главных выразительных средств в творчестве. Именно о нем, о сочетании различных
оттенков нужно думать при разработке моделей будущих изделий. Основные и
дополнительные родственные цвета — ахроматический и хроматические цвета. Мягкие
сочетания дают полутона в теплой и холодной гамме.
Практика: Освоение правил подбора крючка к нитям определенной толщины. Работа с
цветовым кругом.
ПРОСТЫЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ПРЯЖЕЙ
Теория: Многообразие видов народного костюма, оформленного с помощью
кистей, бахромы и помпонов. Техника выполнения кистей, витых и вязаных шнуров, помпонов.
Небольшие дополнения в отделке одежды являются завершающим штрихом всего комплекта, а
иногда могут стать выразительной деталью только одной его части. Несомненно то, что
изготовление аксессуаров: шнура, кисти, помпона позволяет любой рукодельнице проявить всю
свою выдумку, фантазию и умение, на которые она способна.
Практика: Изготовление шнура, помпона, кисти. Вспоминаем поговорки: «Век живи,
век учись», «Поспешишь, людей насмешишь».
Декоративное вязание крючком
ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ ВЯЗАНИЯ КРЮЧКОМ
Теория: Основные приемы вязания. Формирование первой петли, воздушная петля,
цепочка из воздушных петель, столбики без накида. Понятие термина «Раппорт» и
схематическое изображение рисунков. Правила вязания полотна с ровным краем,
закрепление последней петли полотна.
Практика: Правила подбора крючка к пряже разной толщины, вязание различных
образцов. Способы присоединения нити.
ВЯЗАНИЕ ПО КРУГУ
Теория: Различные техники вязания по кругу: вязание по кругус петлями подъема,
по спирали. Правила вязания плоскости по кругу (из набора полоски из воздушных
петель). Кошелек.
Практика: Зарисовка и проработка рисунков для вязания кошелька. Вязание кошелька.
Украшение аксессуарами. Вспоминаем пословицу: «Дело мастера боится».
ПРИБАВЛЕНИЕ И УБАВЛЕНИЕ ПЕТЕЛЬ.ОБЪЕМНОЕ ВЯЗАНИЕ
Теория: Техника вязания полотна по кругу столбиками без накида, столбиками с
накидом. Расширение и заужение полотна. Применение различных техник вязания при
изготовлении игрушек. Вязание мышки, лягушки, сумочки.
Практика: Зарисовка и проработка схем рисунков для вязания изделий. Способы
набора петель в вязании по кругу.
Практические занятия: Вязание игрушек и сумочки, оформление.
ВЯЗАНИЕ ПОЛОТНА КВАДРАТНОЙ ФОРМЫ И РОМБА
Теория: Украсить свой дом совсем не сложно. Кухня - особое место для хозяйки, а
прихватки - неотъемлемая часть кухни. Они могут быть разными по форме квадратными,
в форме ромба. Техника вязания квадратногов форме ромбаполотна столбиками без
накида и с накидом.
Практика: Вязание прихватки и её оформление. Вспоминаем пословицу «Дело
мастера боится».
ВЯЗАНИЕ ПО СХЕМАМ
Теория: Виды сувениров, способы их изготовления и назначение. Вязаные
декоративные изделия в быту: салфетки, сувениры.
Практика: Выбор схемы, чтение и проработка рисунка для вязания изделия.
Оформление изделий вязаным шнуром и кистями. Отбор (вместе с детьми) оригинальных
работ в журналах. Подготовка сопроводительного текста и зарисовка схем, выкроек,
поясняющих процесс изготовления изделия, проводится ребенком вместе с педагогом.
Фотосъемка автора с выполненным изделием.
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ
Подведение итогов года. Выбор индивидуальных работ на лето. Награждение студийцев.
Постановка планов на следующий учебный год.
ВЫСТАВКИ
Оформление тематических выставок детских работ и проведение экскурсий (силами
детей) для обучающихся школы, родителей, учителей. Проведение выставок-ярмарок,
мастер-классов.
ПОСЕЩЕНИЕ МУЗЕЕВ, ВЫСТАВОК, ЦЕНТРОВ
ДЕКОРАТИВНОПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
Посещение городских музеев, тематических выставок декоративно— прикладного
направления,
посещение
мастер-классов,
по
различным
видам,
в
центре
декоративноприкладного искусства.
Практика: Подготовка реферата по тематике просмотренной экспозиции.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Учащиеся в конце года обучения должны:
Знать:
о правилах безопасности труда, личной гигиены при работе с ножницами; правила
безопасности труда при работе с крючком, спицами, иглой, пряжей, утюгом;
основы материаловедения, назначение пряжи растительного и животного
происхождения; отличать трикотажное полотно от тканого; основы
материаловедения; основные инструменты для работы и приемы работы с ними.
Уметь:
читать схемы рисунков и вязать по ним или пользоваться подробным описанием;
самостоятельно для каждого вида пряжи подбирать номер крючка и спиц;
рассчитать необходимое для начала работы количество петель; грамотно
выполнить несложные изделия: шарф, кошелёк, прихватки, мышку, лягушку,
карандашницу, салфетки, снеговика, повязку на голову, куколку, косметичку,
шапку, подследники. Создать подобные изделия в другой цветовой гамме, в другом
размере.
Владеть:
простейшими приемами вязания крючком и спицами;
техникой вязания ровного полотна; техникой вязания по
кругу; техникой расчета по связанному образцу;
приемами мышечной разгрузки для позвоночника и глаз.
У детей будут развиты и воспитаны следующие качества:
трудолюбие; аккуратность; патриотизм; доброта,
сердечность и взаимопомощь в коллективе.
Методическое обеспечение программы
Раздел или тема
программы
Форма
Методы
проведения
приемы
материал,
занятий
организации
техническое
и
Дидактический
оснащение
УВП
занятий
№
п/п
I
Вводное занятие.
Инструктаж,
опрос
Словесные,
наглядные
методы
Наглядные
пособия,
инструкции
II
Введение в курс.
Инструктаж,
опрос
Словесные,
наглядные
методы
Наглядные
пособия,
инструкции
III
Материаловеден
Беседа,
презентация
Словесные,
наглядные
методы
Волокна,
нити,
иглы, салфетки
ие
IV
Простые приёмы
работы с пряжей
Круглый стол
Словесные,
наглядные
практические
методы
,
Пряжа, крючки,
утюг, доска, мел,
салфетки,
копирка
V
Декоративное
вязание крючком
Сообщение,
доклад, опрос
Словесные,
наглядные
практические
методы
,
Пряжа, крючки,
утюг, доска, мел,
салфетки,
копирка
1.
Основные
приёмы вязания
крючком
презентация
Словесные,
наглядные
практические
методы
,
Пряжа, крючки,
утюг, доска, мел,
салфетки,
копирка,
наглядные
материалы
2.
Вязание по кругу
Семинар, беседа
Словесные,
наглядные
практические
методы
,
Пряжа, крючки,
утюг, доска, мел,
салфетки,
копирка,
наглядные
материалы
Прибавление
и
Беседа,
Словесные,
убавление
презентация
наглядные
практические
методы
,
утюг, доска, мел,
салфетки,
копирка,
наглядные
материалы
Опрос,
сообщение
Словесные,
наглядные
практические
методы
,
Пряжа, крючки,
утюг, доска, мел,
салфетки,
копирка,
наглядные
материалы
(кошелёк)
3.
петель:
Пряжа, крючки,
Мышка
Лягушка
сумочка
4.
Вязание полотна
квадратной
и
ромбовидной
формы:
прихватка
Вязание
по
схемам: Салфетка
сувенир
5.
Итоговое занятие
(год)
проекты
Словесные,
наглядные
практические
методы
,
Пряжа, крючки,
утюг, доска, мел,
салфетки,
копирка,
наглядные
материалы
Презентация
Наглядные методы изделия
проектов, выставка
VI
Экскурсии,
выставки
Беседы,
Словесные,
мастеркласс практические
ы
методы
Изделия,
иллюстрации
VII
Материально-техническое обеспечение:
Компьютер, проектор, уголок школьника, утюги, наборы крючков, наглядные материалы.
Список литературы:
1. Костюм в русском стиле. Городской вышитый костюм конца XIX-начала XX века.
(Составление Л. Скляр. Вступительное слово Д.Разумихиной) -М.;ОООБослен,
2015. – С.240.илл.
2. Вязаные салфетки (Составитель ГундулаШтайнерт. Научный редактор Вероника
Хут) – Издание АРТ-РОДНИК.
Издание на русском языке, 2006
3. Чагин Г.Н. Народы и культуры Урала. XIX-XXI вв. – Екатеринбург: Издательство
«Сократ», 2015.- 320с.: ил.
4. Забелина С.В. Забавные прихватки. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2014.-64 с.:ил.(Мастер-класс на дому)
5. Смирнова Е. Игрушки своими руками. Сухое объёмное валяние.- СПБ.:
Питер,2014.-128с.:ил.-(Серия»Своими руками»)
6. Колпакова
О.
Мамина
помощница.(
Составитель
Н.Астахова.
Редактор
Н.Старостина)-издание « Печатная слобода»,2013Составление, иллюстрации,
макет, оформление. «Воскресный день». «Белый город», 2013
7. Народное искусство Урала. Традиционный костюмред.-сост. А.А. Бобрихин О.Д.
Коновалова, С.Н.Кучевасова, Н.Г. Сидорова, О.М. Тихомирова (Свердловский
областной дом фольклора) – Екатеринбург: ООО «Баско», 2007. – 112 с.: ил.
8. Вязаные
Цветы
и
плоды
/Пер.
с
нем.
Н.А.
Врублевская.–
Издание
АРТРОДНИК.Издание на русском языке, 2006
9. Вязание в технике филе/Пер. с итал. А.Ю. Левичева. – М.: ООО «Издательство
«РОСМЭН-ПРЕСС», 2005.96 с.: (школа рукоделия).
10. Ефимова А.В. Любимые вязаные игрушки ООО «Мода и рукоделие», М, 2008г. –
64 с., илл.
11. Годдард М. Вязаные игрушки/Пер. с англ. Л. Крылова.-М.: Издательская группа
«Контэнт», 2005.-79 с.: илл.
12. Игрушки из помпонов/Пер. с нем. Л.И. Кайсарова.– Издание АРТ-РОДНИК.
Издание на русском языке, 2008.-47 с.: илл.
Сведения о составителе:
Литвина Елена Николаевна,
Уровень образования: высшее
УГПУ, «Технология и предпринимательство» – 2010 г
учитель первой категории