ЭК по истории Решение исторических задач загадки древнего мира

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТИВАНОГО КУРСА «РЕШЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ
ЗАДАЧ: ЗАГАДКИ ДРЕВНЕГО МИРА»
Рабочая программа разработана на основе федеральных государственных образовательных
стандартов основного общего образования (2021) 5-9; федерального закона 273 «Об образовании»; с
Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; с учебным планом
МАОУ Гимназия №108 им. В.Н. Татищева 2022/2023 учебный год.
Программа «Решение исторических задач: загадки древнего мира» имеет научно-познавательную
(общеинтеллектуальную) направленность. Педагогическая целесообразность данной программы
обусловлена важностью создания условий для формирования у средних школьников коммуникативных и
социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка и
формирования художественного вкуса. Программа обеспечивает развитие интеллектуальных
метапредметных навыков, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей
самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребенку проявить себя, выявить свой
творческий потенциал. Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она
позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в
применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания
истории и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
Одна из основных задач образования по стандартам третьего поколения — формирование
универсальных учебных действий и развитие личностных навыков обучающихся, таких как: целеполагание,
планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка и саморегуляция. С этой целью в программе
предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в
динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими исторического материала и развития интеллекта,
приобретение практических навыков самостоятельной деятельности. Новизна данного курса заключается в
том, что на занятиях происходит реализация культурологического подхода к изучению древних цивилизации
через изучение повседневного быта, памятников культуры и других артефактов, относящихся к этому
периоду. Системно-деятельностный подход осуществляется через использование таких форм организация
познавательной деятельности, как решение событийно-проблемных, биографических и хрестоматийнолитературных задач.

МЕСТО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «РЕШЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ: ЗАГАДКИ
ДРЕВНЕГО МИРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом общее количество времени на учебный года обучения составляет
34 часа. Недельная нагрузка составляет 1 час, при 34 учебных неделях.
Цель:
- создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и
социальных навыков через проектную деятельность;
- развитие эмоциональной сферы, воспитание нравственных качеств, развитие артистических
способностей, творческого воображения и фантазии;
- знакомство с элементами научного исторического исследования.
Задачи:
Познавательный аспект:
- познакомить детей с культурой стран древнего мира через активную деятельность;

- способствовать пониманию средними школьниками особенностей развития древних обществ;
- познакомить с менталитетом древних народов в сравнении с современной культурой;
- формировать универсальные исторические понятия;
- способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
Развивающий аспект:
- развивать мотивацию к дальнейшему изучению истории;
- развивать учебные умения и формировать у учащихся исследовательские приемы при изучении истории;
- приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных
ролей в игровых ситуациях;
- познакомить с основами актерского мастерства и научить держаться на сцене.
Воспитательный аспект:
- способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре;
- приобщать к общечеловеческим ценностям;
- способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими;
коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);
- прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему изучению истории.
СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «РЕШЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ: ЗАГАДКИ
ДРЕВНЕГО МИРА»
Раздел 1. Каменный век. (3 часа)
Возникновение человечества. Счет лет в истории. Появление первых людей. Переход от человеческого
стада к родовой общине.
Первобытные охотники и собиратели. Овладение огнем. Появление новых орудий труда и новых способов
охоты
Неолитическая революция. Зарождение земледелия. Появление скотоводства. Возникновение ремесел.
Начало обработки металлов.
Раздел 2. Египет (4 часа).
Земледельческая цивилизация на берегах Нила. Природные условия и занятия древних египтян.
Устройство Древнеегипетского государства. Египетские фараоны, вельможи.
Земледельцы, ремесленники и рабы Египта. Структура древнеегипетского общества. Источники
возникновения и положение рабов.
Культура Древнего Египта. Боги Древнего Египта. Пирамиды. Храмы. Образование и наука.
Раздел 3. Междуречье (4 часа).
Древнее Междуречье. Земледельцы Междуречье. Первые государства. Письменность Шумера. Научные
открытия шумеров.

Законы царя Хаммурапи. Царство Хаммурапи. Законы на базальтовом столбе. Распад царства.
Библиотека Ашшурбанапал. Шумеро-аккадский словарь. Поэма о Гильгамеше. Миф о всемирном потопе.
Раздел 4. Индия (2 часа).
Природные условия Индии. Древнейшие города Индии. Арийские племена в Индии. Индийские варны.
Культура Индии. Буддизм. Религия Ариев. Возникновение буддизма. Религиозные представления
древних китайцев. Научные знания древних индийцев. Письменность Древнего Китая.
Раздел 5. Китай (3 часа).
Природные условия и занятия. Хозяйство Древнего Китая. Возникновение государства. Империя Хань.
Культура Древнего Китая. Письменность Китая. Открытия китайских ученых. Искусство жителей
Поднебесной. Конфуций и его учение.
Рабство в Древнем Китае. Источники рабства. Работорговля. Ван Ман, Гуан У-ди.
Раздел 6. Эллада (3 часа).
Древняя Греция. Природа и население Греции. Поэмы Гомера. Спартанское государство. Древние Афины.
Демократия в Афинах.
Александр Македонский и его наследство. Возвышение Македонии. Завоевание Малой Азии.
Образование державы Александра македонского.
Раздел 7. Италия (3 часа).
Древняя Италия. Легенды об основании Рима. Древние обычаи и предания римлян. Римские цари.
Римская республика. Борьба патрициев и плебеев. Уход плебеев на Священную гору.
Римская религия. Войны ранней республики.
Римская империя. Первые императоры. Архитектура и строительство в Римской империи. Поздняя
Империя. Империя и варвары.
Особенности возрастной группы детей 11—12 лет. Пятиклассники (дети 11—12 лет) характеризуются
высоким уровнем познавательной активности и любознательности. детям предоставляется возможность
удовлетворения своих познавательных интересов и общения в сочетании с изучением истории края, семьи и
организационных форм занятий. Обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети,
родители, педагоги).
Виды исторических задач.
1. Событийно-проблемные задачи. В их основе лежит учебное или реальное противоречие, разрешение
которого требует активной мыслительной деятельности. Информацию здесь предполагается в ходе ее
обдумывания и аргументирования на основе имеющихся знаний обогатить новыми, ранее неведомыми
учащимися историческими данными. Проблемные задачи не содержат вопросов типа «сколько?», «где?»,
«когда?». Они требуют от учащихся глубокого объяснения вопросов «почему?», «как же так?», «но ведь
должно быть по-другому?», «не могли же они не понимать этого?», «получается, что знали, а делали
наоборот» и т.д.
2. Биографические задачи. Они требуют от учащихся выяснения «кто есть кто?». Учащемуся дается
объем информации о конкретной личности, не называя ее: когда родился, как учился, чем занимался, что
делал, чем прославился и т.п. Учащиеся, проанализировав эту информацию, приходит к определенному

решению – кто эта личность. Часть задач этого вида направлена на углубленное изучение достаточно
известных, хотя, как правило, лишь по фамилиям, личностей. Другая часть задач, представленных в
программе, предполагает ознакомление с недостаточно известными, но сыгравшими значительную роль в
истории России соотечественниками.
3. Хрестоматийно-литературные задачи. Они носят юмористический характер. В одном случае надо по
отрывку их хрестоматии определить событие, в нем отраженное, в другом по стихам исторического
содержания узнать автора и время, в котором он жил, в третьем по фрагменту из художественной книги
выяснить, о ком или о чем идет речь, в четвертом по меню обеда персонажа попытаться узнать, в каком веке
можно было так обедать и т.п.
Методические приемы использования событийно-проблемных задач в изучении истории.
1. Задачи ставятся в ходе изучения исторического материала на занятии. Решаются они либо тут же, через
диалог, либо учащимся предлагается подумать над ними во время самостоятельной работы;
2. Задачи выносятся непосредственно на самостоятельную, индивидуальную работу. Но разрешаются они,
как правило, в ходе занятия.
3. Задачи определяются как домашнее задание, для самостоятельного решения.
Методические приемы использования биографических и хрестоматийно-литературных задач.
Перед занятием дается домашнее задание найти и изучить определенный исторический материал.
Во время занятий курса, на основе самостоятельно полученных знаний, с помощью справочников,
энциклопедий, информационно-коммуникационных технологий, учащиеся решают задачи путем анализа
изученных материалов, исследования исторических фактов.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение элективного курса в 5 классе направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной общеобразовательной школе
в соответствии с требованиями ФГОС ООО (2021) относятся следующие убеждения и качества:
в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка,
истории, культуры Российской Федерации, своего
края, народов России;
ценностное
отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым
подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам,
историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной
стране;
в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров гражданского
служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение
прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной
организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма,
дискриминации; неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной среде; в
духовнонравственной сфере: представление о традиционных духовно-нравственных ценностях народов России;
ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного
выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с
позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие
асоциальных
поступков;
в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о развитии человека
и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение
навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование и сохранение интереса
к истории как важной составляющей современного общественного сознания;
в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей страны и мира;
осознание
важности
культуры
как
воплощения
ценностей
общества
и
средства
коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других народов; в
формировании
ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в
том числе — на основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и
духовного развития человека в исторических обществах (в античном мире, эпоху Возрождения) и в
современную
эпоху;
в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой
деятельности людей как источника развития человека и общества; представление о разнообразии
существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой
деятельности
человека;
определение
сферы
профессионально-ориентированных
интересов,
построение
индивидуальной
траектории
образования
и
жизненных
планов;
в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной
средой; осознание глобального характера экологических проблем современного мира и необходимости
защиты окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; готовность
к участию в практической деятельности экологической направленности.
в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления об изменениях
природной и социальной среды в истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о
значении совместной деятельности для конструктивного ответа на природные и социальные вызовы.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих
качествах и действиях.
В
сфере
универсальных
учебных
познавательных
действий:
владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать исторические факты (в форме
таблиц, схем); выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные
связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и
обосновывать
выводы;
владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную задачу; намечать путь ее
решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта; систематизировать и анализировать
исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий; соотносить полученный
результат с имеющимся знанием; определять новизну и обоснованность полученного результата;
представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат,
учебный
проект
и
др.);
работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник,
тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др.) — извлекать
информацию из источника; различать виды источников исторической информации; высказывать суждение о
достоверности
и
значении
информации
источника
(по
критериям,
предложенным учителем или сформулированным самостоятельно).
В
сфере
универсальных
учебных
коммуникативных
действий:
общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и
современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и
сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном
высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты выполненного исследования,
проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров значение
совместной работы как эффективного средства достижения поставленных целей; планировать и
осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе — на
региональном материале; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с
другими членами команды; оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.
В
сфере
универсальных
учебных
регулятивных
действий:
владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление проблемы,
требующей
решения;
составление
плана
действий
и
определение
способа
решения);
владение приемами самоконтроля — осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных
результатов; способность вносить коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших
трудностей.
В
сфере
эмоционального
интеллекта,
понимания
себя
и
других:
выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми;
ставить
себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических ситуациях и
окружающей действительности); регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений
других участников общения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1.Знание
хронологии,
работа
с
хронологией:
объяснять смысл основных хронологических понятий (век, тысячелетие, до нашей эры, наша эра);
называть даты важнейших событий истории Древнего мира; по дате устанавливать принадлежность
события
к
веку,
тысячелетию;

определять длительность и последовательность событий, периодов истории Древнего мира, вести счет лет
до нашей эры и нашей эры.
2.Знание
исторических
фактов,
работа
с
фактами:
указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий истории
Древнего
мира;
группировать, систематизировать факты по заданному признаку.
3.Работа
с
исторической
картой:
находить и показывать на исторической карте природные и исторические объекты (расселение
человеческих общностей в эпоху первобытности и Древнего мира, территории древнейших
цивилизаций и государств, места важнейших исторических событий), используя легенду карты;
устанавливать на основе картографических сведений связь между условиями среды обитания людей и их
занятиями.
4.Работа
с
историческими
источниками:
называть и различать основные типы исторических источников (письменные, визуальные, вещественные),
приводить
примеры
источников
разных
типов;
различать памятники культуры изучаемой эпохи и источники, созданные в последующие эпохи, приводить
примеры;
извлекать из письменного источника исторические факты (имена, названия событий, даты и др.); находить
в визуальных памятниках изучаемой эпохи ключевые знаки, символы; раскрывать смысл (главную идею)
высказывания, изображения.
5.Историческое
описание
(реконструкция):
характеризовать
условия
жизни
людей
в
древности;
рассказывать
о
значительных
событиях
древней
истории,
их
участниках;
рассказывать об исторических личностях Древнего мира (ключевых моментах их биографии, роли в
исторических
событиях);
давать краткое описание памятников культуры эпохи первобытности и древнейших цивилизаций.
6.Анализ,
объяснение
исторических
событий,
явлений:
раскрывать существенные черты: а) государственного устройства древних обществ; б) положения
основных
групп
населения;
в)
религиозных
верований
людей
в
древности;
сравнивать
исторические
явления,
определять
их
общие
черты;
иллюстрировать
общие
явления,
черты
конкретными
примерами;
объяснять причины и следствия важнейших событий древней истории.
7.Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым
событиям
и
личностям
прошлого:
излагать оценки наиболее значительных событий и личностей древней истории, приводимые в учебной
литературе;
высказывать на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам людей прошлого, к памятникам
культуры.
8.Применение
исторических
знаний:
раскрывать значение памятников древней истории и культуры, необходимость сохранения их в
современном
мире;
выполнять учебные проекты по истории Первобытности и Древнего мира (в том числе с привлечением
регионального материала).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
всего

Раздел 1. Каменный век
1.1. Каменный век

3

Итого по разделу

3

контроль практич
ные
еские
работы
работы

Дата
изучени
я

Виды деятельности

Виды, формы
контроля

0

0

Показывать на карте места расселения древнейших людей, известные историкам;
Рассказывать о занятиях первобытных людей;
Распознавать изображения орудий труда и охоты первобытных людей; Объяснять, какое значение для
древнейших людей имело овладение огнем, как его добывали и поддерживали;
Рассказывать, где были найдены рисунки первобытных людей, о чем ученые узнали из этих рисунков;
Объяснять, чему, каким силам поклонялись древнейшие люди;
Раскрывать значение понятий: присваивающее хозяйство, язычество, миф;
Характеризовать значение освоения древними людьми земледелия и скотоводства;
Распознавать (на изображениях, макетах) орудия труда древних
земледельцев, ремесленников;
Давать определение понятий: присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, род, племя;
Рассказывать о важнейших ремеслах, изобретенных древними людьми; Рассказывать, как произошло открытие
людьми металлов, какое
значение это имело;
Объяснять, в чем состояли предпосылки и последствия развития обмена и торговли в первобытном обществе;
Раскрывать значение понятий и терминов: родовая община, соседская община, вождь, старейшина, знать;
Называть признаки, по которым историки судят о появлении
цивилизации;

Письменный
контроль;

0

0

Рассказывать с использованием исторической карты о природных условиях Египта, их влиянии на занятия
населения;
Объяснять, что способствовало возникновению в Египте сильной
государственной власти;
Рассказывать, как произошло объединение Египта, раскрывать значение этого событие;
Объяснять смысл понятий и терминов: фараон, жрец;
Давать описание условий жизни и занятий древних египтян, используя живописные и скульптурные
изображения;
Характеризовать положение основных групп населения Древнего Египта (вельможи, чиновники, жрецы,
земледельцы, ремесленники);
Показывать на карте основные направления завоевательных походов фараонов Египта;
Рассказывать об организации и вооружении египетского войска;
Объяснять, чем прославился фараон Рамсес II;
Рассказывать, каким богам поклонялись древние египтяне;
Представлять описание внешнего вида и внутреннего устройства
египетских храмов, пирамид (на основе фотографий, иллюстраций); Излагать сюжет мифа об Осирисе,
объяснять, в чем заключалась его главная идея;
Рассказывать, чем известен в египетской истории фараон Эхнатон; Рассказывать, в каких областях знаний
древние египтяне достигли значительных успехов;
Характеризовать письменность древних египтян (особенности письма, материал для письма);
Объяснять, в чем состоял вклад Ж. Ф. Шампольона в изучение истории Древнего Египта;
Объяснять значение понятий и терминов: пирамида, сфинкс, рельеф, фреска;

Устный опрос;
Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
Тестирование;
Самооценка с
использованием«
Оценочного
листа»;

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Раздел 2. Египет
2.1. Египет

4

http://vm.kemsu.ru/

Итого по разделу

4

Раздел 3. Междуречье
3.1. Междуречье

4

Итого по разделу

4

0

0

Рассказывать, используя карту, о природных условиях Месопотамии и занятиях живших там в древности
людей;
Называть и показывать на карте древнейшие города-государства
Месопотамии;
Объяснять значение понятий и терминов: клинопись, эпос, зиккурат; Показывать на карте расположение
древнего Вавилонского царства; Рассказывать, чем известен в истории вавилонский царь Хаммурапи;
Объяснять, в чем заключается ценность законов как исторического источника;
Объяснять, как природные условия влияли на занятия населения Восточного Средиземноморья;
Показывать на карте территорию Ассирийской державы. Рассказывать об организации ассирийского войска;
Объяснять, как ассирийские цари управляли своей державой;
Представлять, используя иллюстрации, описание ассирийской столицы Ниневии, рассказывать о ее
достопримечательностях;
Объяснять, благодаря чему произошло новое возвышение Вавилона;
Представлять, используя иллюстрации, описание города Вавилона в период его расцвета при царе
Навуходоносоре. Раскрывать смысл
выражения «Вавилонская башня»;
Рассказывать о развитии ремесел и торговли в Финикии;
Объяснять значение понятий: колония, колонизация, алфавит;
Называть и показывать на карте древние государства Палестины;
Объяснять, чем известен в истории царь Соломон;
Объяснять значение понятий и терминов: монотеизм, иудаизм, пророк, Ветхий завет;

Устный опрос;
Письменный
контроль;

http://hrono.ru/
http://istorya.ru/
http://mythology.sgu.ru/myt
hology/ant/index.htm
http://schoolcollection.edu.ru/

0

0

Характеризовать, используя карту, природные условия Древнего Китая, их влияние на занятия населения;
Рассказывать о хозяйственной деятельности древних китайцев,
совершенствовании орудий их труда, технических сооружениях;
Показывать на карте территорию империи Цинь и объяснять значение создания единого государства;
Представлять характеристику императора Цинь Шихуанди и итогов его деятельности;
Рассказывать о достижениях древних китайцев в развитии ремесел и торговли;
Раскрывать причины частых восстаний населения в Древнем Китае, показывать, чем они завершались;
Объяснять значение понятий и терминов: Великая Китайская стена, Великий шелковый путь, пагода, иероглиф,
каллиграфия;
Рассказывать об учении Конфуция, высказывать суждения о причинах его популярности в Древнем Китае и в
последующие столетия;
Представлять характеристику достижений древних китайцев в развитии письменности, в науке, технике,
художественной культуре (в форме устных сообщений, альбомов, презентаций);

Устный опрос;
Письменный
контроль;
Зачет;
Тестирование;
Самооценка с
использованием«
Оценочного
листа»;

http://ellada.spb.ru/

Раздел 4. Китай
4.1. Китай

1

Итого по разделу

1

Раздел 5. Индия

5.1. Индия

1

Итого по разделу

1

0

0

Рассказывать о природных условиях Древней Индии, занятиях
Устный опрос;
населения;
Письменный
Рассказывать о древнейших индийских городах, используя карту; Объяснять значение понятий и терминов: арии, контроль;
раджа, варна, каста, брахман, Веды, санскрит;
Характеризовать верования древних индийцев, называть главных богов, почитаемых в индуизме;
Рассказывать о возникновении буддизма, основных положениях этого учения;
Давать описание внешнего вида и внутреннего убранства индуистских и буддийских храмов (на основе текста и
иллюстраций учебника);
Объяснять, о чем повествуют поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна», чем они интересны для историков;

http://hrono.ru/
http://istorya.ru/
http://mythology.sgu.ru/myt
hology/ant/index.htm
http://schoolcollection.edu.ru/

0

0

Показывать на карте крупнейшие греческие города-государства;
Устный опрос;
Объяснять значение понятий: полис, аристократия, демос, тиран,
Письменный
акрополь, агора, фаланга, метрополия, колония;
контроль;
Характеризовать основные группы населения греческого полиса, их положение, отношение к власти;
Рассказывать о составе и организации полисного войска;
Показывать на карте направления Великой греческой колонизации, называть наиболее значительные колонии, в
том числе в Северном Причерноморье. Рассказывать, как осуществлялось управление
греческими колониями, в чем заключались их связи с метрополиями; Раскрывать значение понятий и терминов:
ареопаг, архонт, народное собрание, реформа, остракизм;
Рассказывать об основных группах населения Спарты, о том, кто
управлял государством;
Раскрывать значение понятий и терминов: олигархия, илоты, гоплиты; Объяснять, почему спартанское войско
считалось самым сильным в Греции;
Составить сообщение о спартанском воспитании, высказать суждение о его достоинствах и недостатках;
Сравнивать устройство Афинского и Спартанского государств,
определять основные различия;
Рассказывать о причинах и непосредственном поводе для начала войн Персии против Греции;
Рассказывать, используя картосхемы, об участниках, ходе и итогах крупных сражений греко-персидских войн
(Марафонская битва, оборона греками Фермопил, сражение в Саламинском проливе);
Систематизировать информацию о греко-персидских войнах в форме таблицы;
Характеризовать роль конкретных людей — руководителей полисов, военачальников, воинов в ходе военных
событий;
Раскрывать причины укрепления демократии в Афинах в период греко-персидских войн;
Объяснять, почему историки связывали расцвет Афинского государства с именем Перикла;
Называть основные источника рабства в Древней Греции, объяснять, почему численность рабов значительно
возросла в V в. до н. э.;
Характеризовать условия жизни и труда рабов в греческих полисах; Рассказывать о развитии ремесла и торговли
в греческих городах; Называть причины, основных участников и итоги Пелопоннесской войны;
Объяснять, в чем проявилось ослабление греческих полисов после Пелопоннесской войны;
Объяснять, что способствовало усилению Македонии в IV в. до н. э., какую роль сыграл в этом царь Филипп II;
Рассказывать, как была установлена власть македонского царя над греческими полисами;
Систематизировать в виде таблицы информацию о завоевательных походах Александра Македонского;
Объяснять, в чем состояли причины военных побед Александра
Македонского;
Представлять характеристику («исторический портрет») Александра Македонского;
Раскрывать смысл понятия «эллинизм»;
Показывать на карте государства, образовавшиеся в результате распада державы Александра Македонского;
Рассказывать, чем славилась Александрия Египетская, почему она считалась культурным центром
эллинистического мира;

http://hrono.ru/
http://istorya.ru/
http://mythology.sgu.ru/myt
hology/ant/index.htm
http://schoolcollection.edu.ru/

Раздел 6. Эллада
6.1. Эллада

11

Итого по разделу

11

Раздел 7. Италия
7.1. Италия

10

Итого по разделу

10

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

0

0

0

0

Рассказывать, используя историческую карту, о природных условиях Апеннинского полуострова и племенах,
Устный опрос;
населявших его в древности; Сопоставлять информацию о происхождении Рима, содержащуюся в легенде и
Письменный
полученную в ходе исследований историков;
контроль;
Раскрывать значение понятий и терминов: патриций, плебей, республика, консул, народный трибун, Сенат, вето,
легион, понтифик, авгур;
Объяснять, как было организовано управление Римской республикой (какими полномочиями обладали консулы,
народные трибуны, Сенат, народное собрание);
Рассказывать об организации и вооружении римской армии, привлекая иллюстрации учебника;
Называть главных богов древних римлян, устанавливать соответствие римских и греческих богов;
Показывать на исторической карте, с какими противниками воевали римляне в борьбе за власть над Италией;
Объяснять происхождение и смысл выражений «Гуси Рим спасли»,«Пиррова победа», «Разделяй и властвуй!»;
Объяснять, почему причиной острых столкновений в Риме во II в. до н. э. стал вопрос о переделе «общественной
земли»;
Раскрывать значение понятий и терминов: «общественная земля», гражданская война, диктатор, проскрипции,
триумвират,
вольноотпущенник, гладиатор;
Характеризовать цели, содержание и итоги реформ братьев Гракхов; Анализировать отрывки из текстов
историков (извлекать информацию, высказывать оценочные суждения);
Объяснять, чем были вызваны гражданские войны в Риме, какие силы противостояли друг другу;
Рассказывать о положении рабов в Древнем Риме;
Сравнивать положение римского раба и колона, объяснять, чем
различались условия их жизни и труда;
Объяснять значение понятий и терминов: форум, Пантеон, Колизей, акведук, амфитеатр, термы;
Рассказывать о возникновении и распространении христианства,
объяснять, чем отличалась новая религия от верований римлян;
Характеризовать политику римских императоров в отношении христиан, объяснять, как и при каких
обстоятельствах она была изменена;
Объяснять значение понятий и терминов: Библия, Евангелие, апостол, церковь, патриарх, епископ. Рассказывать
о разделении Римской
империи на Западную и Восточную;
Систематизировать в форме таблицы информацию о нападениях
варваров на Рим;

http://hrono.ru/
http://istorya.ru/
http://mythology.sgu.ru/myt
hology/ant/index.htm
http://schoolcollection.edu.ru/

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п

Количество часов
всего контрольные
работы

практические
работы

Дата
изучения

Виды, формы
контроля

1.

Счет лет в истории

1

0

0

Устный опрос;
Письменный
контроль;

2.

Первобытные охотники и
собиратели

1

0

0

Устный опрос;
Письменный
контроль;

3.

Неолитическая революция

1

0

0

Устный опрос;
Письменный
контроль;

4.

Земледельческая цивилизация 1
на берегах Нила.

0

0

Устный опрос;
Письменный
контроль;

5.

Устройство
Древнеегипетского
государства.

1

0

0

Устный опрос;
Письменный
контроль;

6.

Земледельцы,
ремесленники, рабы.

1

0

0

Устный опрос;
Письменный
контроль;

7.

Культура Древнего Египта

1

0

0

Устный опрос;
Письменный
контроль;

8.

Древнее Двуречье

1

0

0

Устный опрос;
Письменный
контроль;

9.

Законы царя
Хаммурапи

1

0

0

Устный опрос;
Письменный
контроль;

10. Государства древних евреев

1

0

0

Устный опрос;
Письменный
контроль;

11. Завоеватели Западной Азии

1

0

0

Устный опрос;
Письменный
контроль;

12. Древний Китай

1

0

0

Устный опрос;
Письменный
контроль;

13. Древняя Индия

1

0

0

Устный опрос;
Письменный
контроль;

14 Ахейская Греция

1

0

0

Устный опрос;
Письменный
контроль;

15 Легенды и мифы Древней
Греции

1

0

0

Устный опрос;
Письменный
контроль;

16 Реформы Солона.

1

0

0

Устный опрос;
Письменный
контроль;

17 Древняя Спарта.

1

0

0

Устный опрос;
Письменный
контроль;

18 Олимпийские игры.

1

0

0

Устный опрос;
Письменный
контроль;

19 Греко-персидские войны.

1

0

0

Устный опрос;
Письменный
контроль;

20 В Гаванях Пирея и в городе
богини Афины.

1

0

0

Устный опрос;
Письменный
контроль;

21 Расцвет Афинской
демократии.

1

0

0

Устный опрос;
Письменный
контроль;

22 В греческом театре.

1

0

0

Устный опрос;
Письменный
контроль;

23 Образование.

1

0

0

Устный опрос;
Письменный
контроль;

24 Александр Македонский.

1

0

0

Устный опрос;
Письменный
контроль;

25 Древнейший Рим.

1

0

0

Устный опрос;
Письменный
контроль;

26 Римская республика

1

0

0

Устный опрос;
Письменный
контроль;

27 Рим и Карфаген.

1

0

0

Устный опрос;
Письменный
контроль;

28 Рабы в Риме.

1

0

0

Устный опрос;
Письменный
контроль;

29 Восстание Спартака.

1

0

0

Устный опрос;
Письменный
контроль;

30 Диктатура Цезаря.

1

0

0

Устный опрос;
Письменный
контроль;

31 Императорский Рим.

1

0

0

Устный опрос;
Письменный
контроль;

32 Первые христиане.

1

0

0

Устный опрос;
Письменный
контроль;

33 Император Константин.

1

0

0

Устный опрос;
Письменный
контроль;

34 Империя под ударами
германских племен

1

0

0

Устный опрос;
Письменный
контроль;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ 34
ПО ПРОГРАММЕ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Горяйнов С.Г. Задачник по истории России. Ростов-на-Дону.: Изд-во «Феникс»,1997.
2. Степанищев А.Т. задачи по истории России с древнейших времен до наших дней: Дидактические
материалы. – 2-е изд., - М.: Дрофа,2001.
3. Белова С.В. Элективные курсы гуманитарной направленности для различных профилей
обучения: учеб. - метод. пособие/под ред. Т.В. Черниковой. – М.: Глобус,2006.
4. История Древнего мира и средних веков. 5-6 кл.: Дидактические материалы / В.В. Сухов и др. –
М.: Дрофа, 2000.
5. История России с древнейших времен до конца XVIII века. 6-7 кл.: Дидактические материалы /
В.В. Сухов, А.Ю. Морозов, Э.Н. Абдуллаев и др. – М.: Дрофа, 2000.
6. Смирнов С.Г. Задачник по истории Древнего мира: Для сред. Учеб. Заведений: 2-е изд., перераб.
И доп. – М.: МИРОС; Смоленск: Русич.
7. Кулагина Г.А. Пособие для учителей. – 2-е изд., доп. И перераб. – М.: Просвещение, 1983.
https://metodic-school.ru/?c=hystory
https://pesch-shryb.edu.yar.ru/metodicheskie_dokumenti/med_4.pdf
https://rosuchebnik.ru/material/vseobshchaya-istoriya-istoriya-drevnego-mira-5-klass-metodicheskoe-pos/
https://rosuchebnik.ru/material/vvedenie-v-istoriyu-5-klass-metodicheskoe-posobie/
https://rosuchebnik.ru/material/vseobshchaya-istoriya-istoriya-drevnego-mira-5-klass-metodicheskoe-poskolpakov/
https://catalog.prosv.ru/item/33149
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://hrono.ru/
http://istorya.ru/
http://mythology.sgu.ru/mythology/ant/index.htm
http://school-collection.edu.ru/
http://ancientrome.ru/
http://ellada.spb.ru/
http://vm.kemsu.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».