МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ "ГОРОД ЕКАТЕРИНБУРГ"
МАОУ ГИМНАЗИЯ №108
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
Методическим
объединением учителей
иностранных языков
директор МАОУ гимназия №108
Приказ №178/9-од от 30.08.2023г.
Протокол №1 от 28.08.2023г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса «Латинский язык»
для обучающихся 10 – 11 классов
Екатеринбург, 2023
Пояснительная записка
1
Каждый новый этап в развитии общества, в развитии научных знаний и потребностей
практики, изменения в социальном заказе с неизбежностью приводят к изменениям в
системе образования. В учебные планы школ включаются новые предметы и курсы,
отвечающие требованиям современности. Элективный курс "Латинский язык"
предусматривает обучение латинскому языку на начальном этапе. Учащиеся профильных
классов получают возможность осваивать латинский язык под углом зрения своих
профессиональных интересов, обучающиеся получают базовые знания по предмету. Таким
образом, появляется возможность осуществления преемственности в обучении «школа –
ВУЗ».
Элективный курс вводится имеет целью формирование элементарной коммуникативной
компетенции и продвинутой компетенции в понимании латинских терминов и текстов.
Задачи курса:
•
•
•
•
•
•
знакомство учащихся с основами латинского языка, без знания которого немыслимо
соответствие нашего образования европейским и мировым стандартам;
развитие навыков и умений правильного чтения букв и буквосочетаний в отдельном
изолированном слове, словосочетаниях, предложениях и сверхфразовых единствах;
дальнейшее развитие способности учащихся к межкультурному общению, что
предполагает формирование положительного переноса знаний, умений и навыков,
полученных при изучении латинского языка, в область изучения первого или второго
иностранного языка;
совершенствование лингвистических возможностей учащихся и развитие умений и
навыков за счёт расширения объёма лингвистических и страноведческих знаний;
способность понимать учащимися различия и общность своей культуры;
знакомство учащихся с римскими классическими авторами; реализация
междисциплинарных связей.
Элективный курс рассчитан на 1 год обучения для учащихся 10-11 классов и включает в себя
34 урока, занятия проводятся по одному часу в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание разделов программы по латинскому языку
для 10-11 класса.
Введение.
Краткая история латинского языка. Его роль в формировании европейской науки и культуры.
Основные этапы развития медицинской терминологии.
Фонетика. Ударение.
Латинский алфавит. Произношение звуков. Диграфы и буквосочетания. Правила ударения.
Долгота и краткость слогов.
2
Грамматика. Имя существительное. Имя прилагательное. Система склонения.
Имя существительное. Грамматические категории: род, число, падеж. Пять склонений
существительных. Признаки каждого склонения. Словарная форма существительных.
Несогласованное определение.
Имя прилагательное. Грамматические категории: род, число, падеж. Словарная форма. Две
группы прилагательных. Принципы согласования прилагательных с существительными пяти
склонений в формах именительного и родительного падежей единственного числа. Согласованное
определение.
Сравнительная степень прилагательных. Согласование с существительными пяти склонений в
формах именительного и родительного падежей единственного числа. Употребление в
анатомической терминологии.
Превосходная степень прилагательных. Краткие сведения о некоторых префиксальных,
сложных и субстантивированных прилагательных в анатомической терминологии.
Структура анатомического термина: словообразовательная, морфологическая и
синтаксическая.
Первое склонение существительных и прилагательных.
Второе склонение существительных и прилагательных.
Третье склонение существительных. Общая характеристика. Особенности третьего
склонения. Три типа: согласный, гласный и смешанный. Определение каждого типа. Различение
типов по падежам.
Существительные мужского рода третьего склонения. Исключение из правил о роде.
Существительные женского рода третьего склонения. Исключение из правил о роде.
Существительные среднего рода третьего склонения. Исключение из правил о роде.
Прилагательные третьего склонения. Деление на три подгруппы в зависимости от количества
родовых окончаний. Словарная форма прилагательных каждой подгруппы. Согласование с
существительными. Склонение по гласному типу.
Причастия настоящего времени. Словарная форма. Склонение по гласному типу.
Склонение прилагательных в сравнительной степени по согласному типу. Недостаточные
степени сравнения прилагательных. Прилагательные, образующие степени сравнения от разных
основ. Специфика их употребления в медицинской терминологии.
Четвертое и пятое склонения существительных. Общая характеристика. Словарная форма.
Именительный падеж множественного числа существительных и прилагательных.
Родительный падеж множественного числа существительных и прилагательных. Падежные
окончания единственного и множественного числа всех склонений. Общие правила. Обобщение
системы склонения.
Словообразование. Клиническая терминология.
Введение в клиническую терминологию.
Некоторые общие понятия терминологического словообразования. Общее представление о
структуре клинических терминов. Греко-латинские дублеты и одиночные терминоэлементы. Понятие
конечного терминоэлемента.
Греко-латинские дублеты, обозначающие жидкости, секреты; пол, возраст.
Одиночные терминоэлементы, обозначающие физические свойства, качества, отношения и
другие признаки.
3
Одиночные терминоэлементы, обозначающие функциональные и патологические процессы и
состояния.
Конечные терминоэлементы, обозначающие заболевание, признаки болезни, методы
диагностики и лечение.
Конечные терминоэлементы, обозначающие патологические изменения органов и тканей и
хирургические методы лечения.
Глагол. Общая рецептура. Фармацевтическая терминология.
Глагол. Грамматические категории: лицо, число, время, наклонение, залог. Деление на четыре
спряжения. Определение основы глагола и спряжения. Инфинитив. Повелительное наклонение.
Образование и употребление в рецептуре. Сослагательное наклонение. Глагол fieri в рецептурных
формулировках. Глагол esse – быть.
Общее представление о фармацевтической терминологии. Общая рецептура. Понятия
лекарственного вещества, лекарственного средства, лекарственной формы. Обозначение количества
лекарственного вещества. Структура рецепта. Оформление латинской части рецепта. Рецептурные
формулировки на латинском языке и способы их перевода на русский язык. Союз ut в рецептурных
формулировках.
Химическая номенклатура на латинском языке. Латинские названия химических элементов и
их соединений (кислот, оксидов, солей).
В одиннадцатом классе темы изучаются углубленно.
4
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные универсальные учебные действия
Грандиозные качественные изменения в технологическом оснащении современной медицины и медико- клинической практики
выдвигают новые требования к личностно-профессиональным качествам конкурентноспособного специалиста в области медицины.
Помимо профессиональных компетенций, медицинский работник должен обладать ещё и общекультурной компетенцией, которая
предполагает наличие у него способности совершенствовать и развивать свой интеллектуально- культурный уровень, используя
культурно- образовательный потенциал иностранного языка; привлекая ресурсы информационно- коммуникационных технологий.
Общекультурная компетенция может рассматриваться как составляющая профессиональной компетентности специалистов
медицинского профиля.
Дисциплина «Основы латинского языка с медицинской терминологией» обладает значительным потенциалом в формировании
общекультурной компетенции у студентов медицинских образовательных учреждений среднего профессионального образования при
условии, если изучение латинского языка будет происходить в аспекте широких межпредметных связей, с опорой на принцип
культуросообразности в обучении.
Таким образом, изучение будет способствовать формированию общекультурной компетенции, являющейся составной частью
профессиональной компетентности будущего медицинского специалиста .
класс
10-11
Коммуникативные
УУД
Познавательные
УУД
• Участвовать в диалоге: слушать и
понимать других, высказывать свою
точку зрения на события, поступки;
• оформлять свои мысли в устной и
письменной речи;
• выполнять различные роли в
группе, сотрудничать в совместном
решении проблемы;
• аргументировать свою точку
зрения, соблюдая правила речевого
этикета;
• понимать точку зрения другого;
• задавать вопросы, необходимые
для организации собственной
• Владеть навыками основам
ознакомительного, изучающего
чтения;
• осуществлять поиск информации по
словарям латинского языка с
использованием ресурсов библиотек и
Интернета;
• давать определение понятиям по
алгоритму;
• структурировать тексты, включая
умение выделять главное и
второстепенное, выстраивать
последовательность описываемых
событий;
Регулятивные
УУД
• Постановка частных задач на
усвоение готовых знаний и
действий;
• овладение способностью
принимать и сохранять цели и
задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления
• умение планировать
пути достижения
целей, выбирать способы
решения учебных и
познавательных задач;
• умение соотносить свои
действия с планируемыми
Предметные
УД
• Овладение представлениями о
терминах, терминоэлементах
• умение изучать информацию из
различных исторических и
современных источников;
• знание истории латинского языка.
• знание основных фактов и правил
выписывания рецептов
• группировать (классифицировать)
слова иностранного языка по
различным признакам.
• читать тесты на латыни;
• на основе анамнеза делать вывод о
диагнозе.
5
деятельности и сотрудничества с
партнёром;
• осмысленно читать текст
• умение организовывать учебное
сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и
сверстниками;
• работать индивидуально и в
группе.
• ориентироваться в учебных
источниках;
• отбирать и сопоставлять
необходимую информацию из
учебника, энциклопедий и других
источников;
разных источников;
• сравнивать различные
лингвистические объекты, явления и
факты;
результатами, определять
способы действий в рамках
предложенных условий и
требований;
• организовывать и планировать
учебное сотрудничество
• оценка жизненных ситуаций и
поступков героев
художественных текстов с точки
зрения общечеловеческих норм,
• умение оценивать правильность
выполнения учебной
задачи, собственные возможности
её решения;
• способствовать сохранению
памятников латинской литературы и
культуры
• применять понятийный аппарат/
•развитие умений искать,
анализировать, сопоставлять и
оценивать содержащуюся в
различных источниках информацию.
6
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 10-11 КЛАСС
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен овладеть следующими
компетенциями, включающими в себя способность:
1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к
ней устойчивый интерес.
2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
3. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
4. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение
квалификации.
5. Правильно читать и писать на латинском языке медицинские (анатомические, клинические
и фармацевтические) термины;
6. Объяснять значения терминов по знакомым терминоэлементам;
7. Переводить рецепты и оформлять их по заданному нормативному образцу.
Тематический план занятий по латинскому языку
на годичном курсе 10 (первичный) и
11 классов (2-й год обучения)
№
1.
Тема
Введение. Краткая история латинского языка.
Объем
часов
4
Фонетика. Алфавит. Особенности произношения. Долгота и краткость
звуков. Правила ударения. Структура анатомического термина.
Чтение анатомических терминов
2.
Имя существительное. Грамматические категории: рол, число, падеж.
Словарная форма. I склонение существительных.
4
Билатеральный диктант существительных I склонения.
3.
Имя существительное II склонения.
Имя прилагательное. I - II склонения (1 группы). Принципы согласования
прилагательных с существительными.
3
Билатеральный диктант (существительные + прилагательные)
4.
Контрольное тестирование по существительным I - II склонения и
прилагательным 1 группы. Анализ ошибок.
2
5.
Имя существительное III склонения. Алгоритм определения типов III
склонения.
2
7
Перевод терминов с русского и латинского языка (сущ. + прилаг.)
6.
Существительные III склонения мужского, женского и среднего рода.
Особенности склонения греческих существительных на –sis, is f;
существительных на -ma, atis n
3
Перевод терминов с латинского со словообразовательным разбором.
7.
Прилагательные III склонения (2 группа) с двумя родовыми окончаниями и
с одним родовым окончанием.
3
Билатеральный диктант прилагательных III склонения
8.
Имя существительное IV, V склонений. Согласование существительных I, II,
III, IV, V склонений с прилагательными I, II, III скл.
3
Тестирование по анатомическому циклу.
9.
Введение в клиническую терминологию. Основные группы клинических
терминов. Виды терминоэлементов. Модели клинических терминов.
3
Моделирование клинических терминов.
10.
Введение в фармацевтическую терминологию. Глагол. Рецепт. Структура
рецепта и правила рецептурной прописи. Прописывание рецептов.
11.
Обобщение пройденного материала. Анализ типичных ошибок.
4
3/3
Зачет.
всего
34/34
В десятом классе программа рассчитана на тридцать четыре (34) часа.
В одиннадцатом классе программа рассчитана на тридцать три (34) часа.
8