Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
гимназия №108 им. В.Н. Татищева
(МАОУ гимназия №108)
СОГЛАСОВАНО:
Педагогическим советом
МАОУ гимназия №108
Протокол № 1 от 29.08.2025г.
УТВЕРЖДЕНО:
Директором МАОУ гимназия №108
Приказ №255-од от 05.09.2025г.
ПОЛОЖЕНИЕ
О ШКОЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПРИМИРЕНИЯ
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
гимназия № 108 им. В.Н. Татищева
Екатеринбург, 2025
1. Общие положения
1.1. Школьная Служба медиации (примирения) является социальной
службой, которая объединяет обучающихся, педагогов и других участников
образовательного процесса, заинтересованных в разрешении конфликтов и
развитии практики восстановительной медиации в школе.
1.2. Служба медиации (примирения) является альтернативой другим
способам реагирования на споры, конфликты, противоправное поведение или
правонарушения несовершеннолетних. Результаты работы службы медиации
(примирения) и достигнутое соглашение конфликтующих сторон должны
учитываться в случае вынесения административного решения по конфликту
или правонарушению.
1.3. Служба медиации (примирения) является приоритетным способом
реагирования, то есть сторонам конфликта предлагается, в первую очередь,
обратиться в службу примирения, а при их отказе или невозможности
разрешить конфликт путем переговоров и медиации образовательное
учреждение может применить другие способы разрешения конфликта и/или
меры воздействия.
1.4. Допускается создание службы медиации (примирения) только из
педагогов и/или специалистов образовательного учреждения. В работе
службы могут участвовать специалисты социального и психологического
центра (службы), работающей во взаимодействии с образовательным
учреждением, где создана школьная служба примирения.
1.5. Служба медиации (примирения) осуществляет свою деятельность на
основании:
Конституции Российской Федерации;
Гражданского кодекса Российской Федерации;
Семейного кодекса Российской Федерации;
Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации";
Конвенции о правах ребенка;
Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной
процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре
медиации)";
Положения о школьной службе медиации (примирения);
ФГОС
основного
(полного)
образования
и
стандартами
восстановительной медиации от 2009 года.
2. Цели и задачи службы примирения
2.1. Цель службы примирения являются:
Распространение
среди
участников
образовательного
процесса
цивилизованных форм разрешения споров и конфликтов (восстановительная
медиация, переговоры и другие способы), помощь в разрешении споров и
конфликтных ситуаций на основе принципов и технологии восстановительной
медиации.
2.2. Задачами службы примирения являются:
2.2.1. проведение программ восстановительного разрешения
конфликтов и криминальных ситуаций (восстановительных медиаций, "кругов
сообщества", "школьных восстановительных конференций", "семейных
конференций") для участников споров, конфликтов и противоправных
ситуаций;
2.2.2. обучение обучающихся (воспитанников) и других участников
образовательного процесса цивилизованным методам урегулирования
конфликтов и осознания ответственности;
2.2.3. формирование адаптивных и эффективных стратегий поведения;
2.2.4. развитие ресурсов личности;
2.2.5. выработка коммуникативных навыков
3. Принципы деятельности службы примирения
3.1. Деятельность службы примирения основана на следующих
принципах:
3.1.1. Принцип добровольности, предполагающий как добровольное
участие обучающихся (воспитанников) в организации работы службы, так и
обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в
примирительной программе. Допускается направление сторон конфликта и их
законных представителей на предварительную встречу с медиатором, после
которой стороны могут участвовать или не участвовать в программе
восстановительного разрешения конфликта и криминальной ситуации.
3.1.2. Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство
службы примирения не разглашать полученные в процессе медиации сведения
за исключением примирительного договора (по согласованию с участниками
встречи и подписанный ими). Также исключение составляет ставшая
известная медиатору информация о готовящемся преступлении.
3.1.3 Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения
принимать сторону какого-либо участника конфликта (в том числе
администрации). Нейтральность предполагает, что служба примирения не
выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а
является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно
найти решение. Если медиатор понимает, что не может сохранять
нейтральность из-за личностных взаимоотношений с кем-либо из участников,
он должен отказаться от медиации или передать ее другому медиатору.
4. Порядок формирования службы примирения
4.1. В состав службы примирения могут входить педагог-психолог,
заместитель директора по ВР, заместитель директора по ПР, социальный
педагог, педагоги школы (состав не менее 3-х человек) и обучающиеся
(воспитанники) 7-11 классов (состав не более 10 человек), прошедшие
обучение проведению восстановительной медиации.
4.2. Руководителем (куратором) службы может быть социальный
педагог, педагогпсихолог или иной работник образовательного учреждения,
прошедший обучение проведению восстановительной медиации, на которого
возлагаются обязанности по руководству службой примирения приказом
директора образовательного учреждения.
4.3. Родители (законные представители) дают согласие на работу своего
ребенка в качестве ведущих примирительных встреч (медиаторов).
4.4. Вопросы членства в службе примирения, требований к
обучающимся (воспитанникам), входящим в состав службы, и иные вопросы,
не регламентированные настоящим Положением, могут определяться Уставом
службы, принимаемым службой примирения самостоятельно
5. Порядок работы службы примирения
5.1. Служба примирения может получать информацию о случаях
конфликтного или криминального характера от педагогов, обучающихся,
администрации образовательного учреждения, членов службы примирения,
родителей (законных представителей).
5.2. Служба примирения принимает решение о возможности или
невозможности примирительной программы в каждом конкретном случае
самостоятельно, в том числе на основании предварительных встреч со
сторонами конфликта. При необходимости о принятом решении
информируются должностные лица образовательного учреждения.
5.3. Программы восстановительного разрешения конфликтов и
криминальных ситуаций проводятся только в случае согласия
конфликтующих сторон на участие. При несогласии сторон им могут быть
предложены психологическая помощь или другие существующие в
образовательном учреждении формы работы. Если действия одной или обеих
сторон могут быть квалифицированы как правонарушение или преступление,
для проведения программы также необходимо согласие родителей (законных
представителей) или их участие во встрече.
5.4. Медиация может проводиться взрослым медиатором по делам,
рассматриваемым в КДНиЗП или суде. Медиация (или другая
восстановительная программа) не отменяет рассмотрения дела в КДНиЗП или
суде, но ее результаты и достигнутая договоренность может учитываться при
вынесении решения по делу.
5.5. В случае если примирительная программа планируется, когда дело
находится на этапе дознания, следствия или в суде, то о ее проведении
ставится в известность администрация образовательного учреждения и
родители.
5.6. Переговоры с родителями (законными представителями) и
должностными лицами проводит руководитель (куратор) службы
примирения.
5.7. Медиатор вправе отказаться от проведения медиации или любой
другой восстановительной программы на основании своих профессиональных
стандартов, либо в случае недостаточной квалификации, или невозможности
обеспечить безопасность процесса. В этом случае образовательное
учреждение может использовать иные педагогические технологии.
5.8. Примирительная программа не может проводиться по фактам
правонарушений, связанных с употреблением наркотиков и крайними
проявлениями жестокости. В примирительной программе не могут
участвовать лица, имеющие психические заболевания.
5.9. В случае если конфликтующие стороны не достигли возраста 10 лет,
примирительная программа проводится с согласия классного руководителя.
5.10. Сроки проведения процедуры медиации определяются
соглашением о проведении процедуры медиации. При этом медиатор и
стороны должны принимать все возможные меры для того, чтобы указанная
процедура была прекращена в срок не более чем в течение шестидесяти дней.
В исключительных случаях в связи со сложностью разрешаемого спора, с
необходимостью получения дополнительной информации или документов
срок проведения процедуры медиации может быть увеличен по
договоренности сторон и при согласии медиатора. Срок проведения
процедуры медиации не должен превышать сто восемьдесят дней, за
исключением срока проведения процедуры медиации после передачи спора на
рассмотрение суда или третейского суда, не превышающего шестидесяти
дней.
5.11. Процедура медиации прекращается в связи со следующими
обстоятельствами:
1) заключение сторонами медиативного соглашения - со дня подписания
такого соглашения;
2) заключение соглашения сторон о прекращении процедуры медиации
без достижения согласия по имеющимся разногласиям - со дня подписания
такого соглашения;
3) заявление медиатора в письменной форме, направленное сторонам
после консультаций с ними по поводу прекращения процедуры медиации
ввиду нецелесообразности ее дальнейшего проведения, - в день направления
данного заявления;
4) заявление в письменной форме одной, нескольких или всех сторон,
направленное медиатору, об отказе от продолжения процедуры медиации - со
дня получения медиатором данного заявления;
5) истечение срока проведения процедуры медиации- со дня его
истечения с учетом п.5.10 данного Положения. 5.12. В случае если в ходе
примирительной программы конфликтующие стороны пришли к соглашению,
достигнутые результаты могут фиксироваться в письменном примирительном
договоре или устном соглашении.
й5.13. При необходимости служба примирения передает копию
примирительного договора администрации образовательного учреждения.
5.14. Служба примирения помогает определить способ выполнения
обязательств, взятых на себя сторонами в примирительном договоре, но не
несет ответственность за их выполнение. При возникновении проблем в
выполнении обязательств, служба примирения может проводить
дополнительные встречи сторон и помочь сторонам осознать причины
трудностей и пути их преодоления.
5.15. При необходимости служба примирения информирует участников
примирительной программы о возможностях других специалистов
(социального педагога, психолога, специалистов учреждений социальной
сферы, социально-психологических центров).
5.16. Деятельность службы примирения фиксируется в журналах и
отчетах, которые являются внутренними документами службы.
5.17. Медиация и другие восстановительные практики не являются
психологической процедурой и потому не требуют обязательного согласия со
стороны родителей (законных представителей). Однако куратор старается, по
возможности, информировать и привлекать родителей (законных
представителей) к участию в медиации (а по указанным в пунктах 5.3 и 5.4
категориям дел участие родителей (законных представителей) или согласие на
проведение медиации без их участия является обязательным).
5.18. По согласованию с администрацией образовательного учреждения
и руководителем службы примирения, медиаторы могут проводить медиацию
по конфликтам между педагогами и администрацией, конфликтам родителей
(законных представителей) и их детей, а также по семейным конфликтам и
спорам.
5.19 Если споры возникли из гражданских правоотношений, в том числе
в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической
деятельности, а также из трудовых правоотношений и семейных
правоотношений, деятельность медиатора и его квалификация регулируется
Федеральным законом № 193-ФЗ РФ "Об альтернативной процедуре
урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)".
5.20. При необходимости, служба примирения получает у сторон
разрешение на обработку их персональных данных в соответствии с законом
"О персональных данных" № 152-ФЗ.
6. Организация деятельности службы примирения
6.1. Службе примирения администрация образовательного учреждения
предоставляет помещение для сборов медиаторов и проведения
примирительных программ, а также возможность использовать иные ресурсы
образовательного учреждения (оборудование, оргтехнику, канцелярские
принадлежности, средства информации и другие).
6.2. Поддержка и сопровождение школьной службы примирения может
осуществляться
психологическими
центрами
или
общественными
организациями, имеющими обученных и практикующих медиаторов, по
договору на возмездной или безвозмездной основе.
6.3. Должностные лица образовательного учреждения оказывают
службе примирения содействие в распространении информации о
деятельности службы среди педагогов и обучающихся (воспитанников).
6.4. Служба примирения в рамках своей компетенции взаимодействует с
психологом,
социальным
педагогом
и
другими
специалистами
образовательного учреждения.
6.5. В случае если стороны согласились на примирительную встречу, то
применение административных санкций в отношении данных участников
конфликта приостанавливаются. Решение о необходимости возобновления
административных действий принимается после получения информации о
результатах работы службы примирения и достигнутых договоренностях
сторон.
6.6. В случае если примирительная программа проводилась по факту, по
которому возбуждено уголовное дело, администрация образовательного
учреждения может ходатайствовать о приобщении к материалам дела
примирительного договора, а также иных документов в качестве материалов,
характеризующих личность обвиняемого, подтверждающих добровольное
возмещение имущественного ущерба и иные действия, направленные на
заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.
7. Заключительные положения
7.1. Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения.
7.2. Изменения в настоящее положение вносятся директором
образовательного учреждения по предложению службы примирения,
педагогического совета, Управляющего совета или органов самоуправления.
О ШКОЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПРИМИРЕНИЯ
в МАОУ гимназия № 108 им. В.Н. Татищева
Школьная служба примирения (далее ШСП) является оформленным объединением
участников образовательного процесса, реализующим восстановительный подход к
разрешению конфликтов, профилактике деструктивного поведения и правонарушений
детей и подростков и построению конструктивных отношений в школьном сообществе.
ЕСЛИ:
вы поругались,
вас физически обидели,
вы конфликтуете в классе и т.д.,
ТО МОЖЕТЕ ОБРАТИТЬСЯ В ШКОЛЬНУЮ СЛУЖБУ ПРИМИРЕНИЯ.
Работа ШСП направлена на помощь ученикам школы в мирном разрешении
конфликтов. Программы примирения могут проводиться ШСП только при добровольном
участии всех сторон конфликта. Это альтернативный путь разрешения конфликта.
Люди, ведущие примирительную встречу не будут судить, ругать, кого -то защищать
или что -то советовать. Их задача - помочь вам самим спокойно разрешить свой конфликт.
То есть главными участниками встречи будете вы сами.
Состав школьной службы примирения:
1. Майоров Илья Павлович - куратор ШСП (кабинет № 44)
2. Члены ШСП:
Шубина Наталья Александровна – директор гимназии (кабинет директора, 1 этаж)
Банникова Татьяна Витальевна - заместитель директора по УВР (каб. № 2)
Каждый, кому нужна помощь в разрешении конфликтов, может обратиться в ШСП
лично (каб. 44).
После вашего обращения с каждым из участников встретится ведущий программы
примирения для обсуждения его отношения к случившемуся и желания участвовать во
встрече.
В случае добровольного согласия сторон, ведущий программы проводит
примирительную встречу, на которой обсуждаются следующие вопросы:
каковы последствия ситуации для обеих сторон,
каким образом разрешить ситуацию,
как сделать, чтобы этого не повторилось.
После обсуждения всех вопросов заключается примирительный договор и при
необходимости составляется план по возмещению ущерба и социально - психологической
реабилитации сторон.
На встрече выполняются следующие правила:
Каждая стороны должна выслушать другую. Слово будет дано каждому участнику.
Не допускается оскорблять друг друга и унижать.
Все, о чем говорили на встрече, не разглашается окружающим.
В любой момент вы можете прекратить встречу или просить индивидуального
разговора с ведущим программы.
МЫ ОБЯЗАТЕЛЬНО ТЕБЕ ПОМОЖЕМ!