Положение о воспитательной работе

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
гимназия №108 им. В.Н. Татищева
(МАОУ гимназия №108)

СОГЛАСОВАНО:

УТВЕРЖДЕНО:

Педагогическим советом

Директором МАОУ гимназия №108

МАОУ гимназия №108

Приказ №255-од от 05.09.2025г.

Протокол № 1 от 29.08.2025г

ПОЛОЖЕНИЕ
о воспитательной работе

Екатеринбург, 2025 г.

1. Общие положения
1.1. Настоящее положение о воспитательной работе (далее – положение)
устанавливает особенности организации воспитательной деятельности
педагогических работников МАОУ гимназии №108 (далее – школа) с
целью создания единого воспитательного пространства, направленного на
развитие личности учащихся, создание условий для самоопределения и
социализации учащихся на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения
в интересах человека, семьи, общества и государства.
1.2. Положение разработано в соответствии со следующим:



















Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года»;
приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении
федерального
государственного
образовательного стандарта
начального общего образования»;
приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования»;
приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и
введении
в
действие
федерального
государственного
образовательного стандарта начального общего образования»;
приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования»;
приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования»;
приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении
федеральной образовательной программы начального общего
образования»;
приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении
федеральной образовательной программы основного общего
образования»;
приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении
федеральной образовательной программы среднего общего
образования»;




письмом Минпросвещения от 12.05.2020 № ВБ-1011/08 «О
методических рекомендациях»;
письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06 «Об
использовании
государственных
символов
Российской
Федерации».

1.3. Положение регламентирует содержание и порядок организации
воспитательного процесса в школе, в том числе в рамках классного
руководства как отдельного вида деятельности, конкретизирует их с
учетом контекстных условий работы, сложившегося распределения
полномочий и ответственности при осуществлении воспитания между
педагогическими работниками.
2. Цели и принципы воспитательной работы в школе
2.1. Цель воспитательной работы школы – развитие личности, создание
условий для самоопределения и социализации учащихся на основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в
российском обществе правил и норм поведения в интересах человека,
семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников
Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку
труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения
к культурному наследию и традициям многонационального народа
России, природе и окружающей среде.
2.2. Воспитательный процесс в школе осуществляется в целях
формирования и развития личности совместно с семейными,
общественными и социокультурными институтами.
2.3. Педагогический коллектив является основным субъектом,
обеспечивающим достижение целей личностного развития и воспитания в
рамках реализации образовательных программ школы.
2.4. Ключевая роль в воспитательной работе школы отводится тем
педагогам, деятельность которых одновременно связана с классным
руководством
и
обеспечением
постоянного
педагогического
сопровождения группы учащихся, объединенных в одном учебном классе.
2.5. Принципами организации социально значимых задач и содержания
воспитания и успешной социализации учащихся являются:


опора на духовно-нравственные ценности народов
исторические и национально-культурные традиции;

России,













организация социально открытого пространства духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина
России;
нравственный пример педагогического работника;
интегративность программ воспитания;
социальная востребованность воспитания;
поддержка
единства,
целостности,
преемственности
и
непрерывности воспитания;
признание определяющей роли семьи ребенка и соблюдение прав
родителей (законных представителей) несовершеннолетних
учащихся;
обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов
каждого ребенка, в том числе гарантий доступности ресурсов
системы образования;
кооперация и сотрудничество субъектов системы воспитания
(семьи, общества, государства, образовательных и научных
организаций).
3. Организация воспитательной работы в школе

3.1. Воспитание учащихся при освоении ими основных образовательных
программ школы осуществляется на основе включаемых в
образовательную программу рабочей программы воспитания и
календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых школой на
основе федеральной рабочей программы воспитания и федерального
календарного плана воспитательной работы и утверждаемых школой
самостоятельно.
3.2. В разработке рабочих программ воспитания и календарных планов
воспитательной работы имеют право принимать участие советы
обучающихся, советы родителей, представительные органы обучающихся
(при их наличии).
3.3. Воспитание осуществляется всеми участниками образовательного
процесса: педагогами, детьми, родителями.
3.4. Центральной фигурой, координирующей воспитательную работу с
учащимися,
является
классный
руководитель.
Он
оказывает
педагогическую поддержку родителям, взаимодействует с другими
педагогами, администрацией школы по вопросам воспитания детей.
Задача классных руководителей создавать условия для самовоспитания
ребёнка, проявления личностной свободы в освоении им своей главной
социальной роли человека.

3.5. Организационную и методическую помощь классным руководителям
оказывают заместитель директора по учебно-воспитательной работе,
заместитель директора по воспитательной работе, педагог-организатор,
социальный педагог, руководитель методического объединения классных
руководителей.
4. Особенности воспитательной работы классных руководителей
4.1. Специфика осуществления классного руководства состоит в том, что
воспитательные цели и задачи реализуются соответствующим
педагогическим работником как в отношении каждого учащегося, так и в
отношении класса как микросоциума. Классный руководитель должен
учитывать индивидуальные возрастные и личностные особенности,
образовательные запросы, состояние здоровья, семейные и прочие условия
жизни учащихся, а также характеристики класса как уникального
ученического
сообщества
с
определенными
межличностными
отношениями и групповой динамикой.
4.2. Педагогический работник, осуществляющий классное руководство, не
является единственным субъектом воспитательной деятельности. Он
взаимодействует с семьями учащихся, другими педагогическими
работниками школы, взаимодействующими с учениками его класса, а
также администрацией общеобразовательной организации. Классный
руководитель также взаимодействует с внешними партнерами,
способствующими достижению принятых целей воспитания учащихся.
4.3. В деятельности, связанной с классным руководством, выделяются
инвариантная и вариативная части.
4.3.1. Инвариантная часть соответствует ядру содержания деятельности по
классному руководству и охватывает минимально необходимый состав
действий по решению базовых – традиционных и актуальных – задач
воспитания и социализации учащихся.
Инвариантная часть содержит следующие блоки:
1. Личностно ориентированная деятельность
социализации учащихся в классе, включая:


по

воспитанию

содействие повышению дисциплинированности и академической
успешности каждого учащегося, в том числе путем осуществления
контроля посещаемости и успеваемости;

и

















обеспечение включенности всех учащихся в воспитательные
мероприятия по приоритетным направлениям деятельности по
воспитанию и социализации;
содействие успешной социализации учащихся путем организации
мероприятий
и
видов
деятельности,
обеспечивающих
формирование у них опыта социально и личностно значимой
деятельности, в том числе с использованием возможностей
волонтерского движения, детских общественных движений,
творческих и научных сообществ;
осуществление индивидуальной поддержки каждого учащегося
класса на основе изучения его психофизиологических
особенностей, социально-бытовых условий жизни и семейного
воспитания, социокультурной ситуации развития ребенка в семье;
выявление и поддержку учащихся, оказавшихся в сложной
жизненной ситуации, оказание помощи в выработке моделей
поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том
числе проблемных, стрессовых и конфликтных;
выявление и педагогическую поддержку учащихся, нуждающихся
в психологической помощи;
профилактику наркотической и алкогольной зависимости,
табакокурения, употребления вредных для здоровья веществ;
формирование навыков информационной безопасности;
содействие формированию у детей с устойчиво низкими
образовательными результатами мотивации к обучению, развитию
у них познавательных интересов;
поддержку талантливых учащихся, в том числе содействие
развитию их способностей;
обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов
учащихся, в том числе гарантий доступности ресурсов системы
образования.

2. Деятельность по воспитанию и социализации
осуществляемая с классом как социальной группой, включая:





учащихся,

изучение и анализ характеристик класса как малой социальной
группы;
регулирование и гуманизацию межличностных отношений в
классе, формирование благоприятного психологического климата,
толерантности и навыков общения в полиэтнической,
поликультурной среде;
формирование ценностно-ориентационного единства в классе по
отношению к национальным, общечеловеческим, семейным
ценностям, здоровому образу жизни, активной гражданской







позиции, патриотизму, чувству ответственности за будущее
страны; признанию ценности достижений и самореализации в
учебной, спортивной, исследовательской, творческой и иной
деятельности;
организацию и поддержку всех форм и видов конструктивного
взаимодействия учащихся, в том числе их включенности в
волонтерскую деятельность и в реализацию социальных и
образовательных проектов;
выявление
и
своевременную
коррекцию
деструктивных
отношений, создающих угрозы физическому и психическому
здоровью учащихся;
профилактику девиантного и асоциального поведения учащихся, в
том числе всех форм проявления жестокости, насилия, травли в
детском коллективе.

3. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с
родителями
(законными
представителями)
несовершеннолетних
учащихся, включая:








привлечение
родителей
(законных
представителей)
к
сотрудничеству в интересах учащихся в целях формирования
единых подходов к воспитанию и создания наиболее
благоприятных условий для развития личности каждого ребенка;
регулярное информирование родителей (законных представителей)
об особенностях осуществления образовательного процесса в
течение
учебного
года,
основных
содержательных
и
организационных изменениях, о внеурочных мероприятиях и
событиях жизни класса;
координацию взаимосвязей между родителями (законными
представителями) несовершеннолетних учащихся и другими
участниками образовательных отношений;
содействие повышению педагогической компетентности родителей
(законных представителей) путем организации целевых
мероприятий, оказания консультативной помощи по вопросам
обучения и воспитания, личностного развития детей.

4. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с
педагогическим коллективом, включая:


взаимодействие с членами педагогического коллектива с целью
разработки единых педагогических требований, целей, задач и
подходов к обучению и воспитанию с учетом особенностей
условий деятельности школы;













взаимодействие с администрацией школы и учителями учебных
предметов по вопросам контроля и повышения результативности
учебной деятельности учащихся и класса в целом;
взаимодействие с педагогом-психологом, социальным педагогом и
педагогами дополнительного образования по вопросам изучения
личностных особенностей учащихся, их адаптации и интеграции в
коллективе класса, построения и коррекции индивидуальных
траекторий личностного развития;
взаимодействие с учителями учебных предметов и педагогами
дополнительного
образования
по
вопросам
включения
обучающихся в различные формы деятельности: интеллектуальнопознавательную, творческую, трудовую, общественно полезную,
художественно-эстетическую,
физкультурно-спортивную,
игровую и др.;
взаимодействие
с
педагогом-организатором,
педагогомбиблиотекарем, педагогами дополнительного образования и
старшими вожатыми по вопросам вовлечения учащихся класса в
систему внеурочной деятельности, организации внешкольной
работы, досуговых и каникулярных мероприятий;
взаимодействие с педагогическими работниками и администрацией
школы по вопросам профилактики девиантного и асоциального
поведения учащихся;
взаимодействие с администрацией и педагогическими работниками
школы (социальным педагогом, педагогом-психологом, тьютором
и др.) с целью организации комплексной поддержки учащихся,
находящихся в трудной жизненной ситуации.

5. Участие в осуществлении воспитательной
взаимодействии с социальными партнерами, включая:





деятельности

во

участие
в
организации
работы,
способствующей
профессиональному самоопределению учащихся;
участие в организации мероприятий по различным направлениям
воспитания и социализации учащихся в рамках социальнопедагогического партнерства с привлечением организаций
культуры, спорта, дополнительного образования детей, научных и
образовательных организаций;
участие в организации комплексной поддержки детей из групп
риска, находящихся в трудной жизненной ситуации, с
привлечением
работников
социальных
служб,
правоохранительных
органов,
организаций
сферы
здравоохранения, дополнительного образования детей, культуры,
спорта, профессионального образования, бизнеса.

6. Составление и ведение классным руководителем плана работы,
составленного на основе рабочей программы воспитания и календарного
плана воспитательной работы основной образовательной программы
соответствующего уровня.
4.3.2. Вариативная часть деятельности по классному руководству
формируется в зависимости от конкретных условий работы классного
руководителя. Например, в классе с устойчиво низкими результатами
обучения вариативный блок воспитательной работы классного
руководителя может быть связан с развитием учебной мотивации у
учащихся, координации работы учителей-предметников, вовлечения семьи
в образовательную деятельность учащихся и т.д.
Вариативная часть оформляется классным руководителем в его планах
работы.
4.4. Классный руководитель самостоятельно выбирает формы и
технологии работы с учащимися и родителями (законными
представителями) несовершеннолетних учащихся, в том числе:





индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание
индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и
др.);
групповые (творческие группы, сетевые сообщества, органы
самоуправления, проекты, ролевые игры, дебаты и др.);
коллективные (классные часы, конкурсы, спектакли, концерты,
походы, образовательный туризм, слеты, соревнования, квесты и
игры, родительские собрания и др.).
5. Особенности применения государственной символики в
воспитательной работе МАОУ гимназии №108

5.1. Подъем Государственного флага РФ в МАОУ гимназии №108
осуществляется
каждый понедельник
в
начале
еженедельной
общешкольной
линейки.
Спуск
Государственного
флага
РФ осуществляется каждую пятницу после 7-го урока.
5.2. Вынос Государственного флага РФ в МАОУ гимназии №108
осуществляется при проведении торжественных, организационных,
воспитательных, конкурсных мероприятий, в том числе мероприятий
модуля «Ключевые общешкольные дела», а также во время церемоний
награждения. Вынос Государственного флага РФ сопровождается
исполнением Государственного гимна РФ.

5.3. Подъем, спуск и вынос Государственного флага РФ осуществляет
школьный знаменный отряд. В состав школьного знаменного отряда могут
входить лучшие обучающиеся 5–11-х классов, добившиеся выдающихся
результатов в учебной, научной, спортивной, творческой и иной
деятельности. Состав школьного знаменного отряда утверждается
приказом директора в начале учебного года.
5.4. Исполнение Государственного гимна РФ осуществляется:






перед первым уроком в день начала нового учебного года;
по понедельникам перед первым уроком в начале проведения
еженедельной общешкольной линейки;
при
проведении торжественных,
организационных,
воспитательных, конкурсных мероприятий, в том числе
мероприятий модуля «Ключевые общешкольные дела»;
при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных
государственным и муниципальным праздникам.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».