1. Планируемые результаты освоения курса «Тайны языка».
По результатам выбора части, формируемой участниками образовательных
отношений, на 2021 - 2022 учебный год определен курс «Тайны языка» (2-4
классы - по 34 часа в год) для расширения обязательного предмета «Русский
язык».
Цель данного расширения: способствовать более прочному и сознательному
усвоению норм русского языка, содействовать развитию речи детей;
совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень
языкового развития школьников. При этом обеспечивается достижение
следующих личностных и метапредметных универсальных учебных
действий:
развитие личностных
универсальных учебных
действий
обучающихся:
положительное отношение и интерес к изучению родного языка;
развитию мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения,
заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий,
творческий подход к выполнению заданий; понимание богатства и
разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к
мелодичности народной звучащей речи;
развитие
коммуникативных
универсальных
учебных
действий
обучающихся: умение работать в парах и группах, умение сотрудничать с
учителем и сверстниками;
развитие регулятивных учебных действий: умение ставить и формулировать
цели, планировать, организовывать деятельность и оценивать ее результаты;
развитие познавательных универсальных действий: развитие правильного
усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм,
синтаксических конструкций;
развитие умения выделять существенную информацию из небольших
читаемых текстов, вычитывать все виды текстовой информации; пользоваться
словарями, справочниками; строить рассуждения.
Курс «Тайны языка» интегрирован в учебный предмет «Русский язык».
В результате изучения курса «Тайны языка» обучающиеся научатся
осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление
национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально
ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному
использованию, русский язык станет для учеников основой всего процесса
обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и
творческих способностей.
Содержательная линия «Система языка».
Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
различать звуки и буквы;
характеризовать звуки русского языка;
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:
соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи
и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме
представленного в учебнике материала);
находить при сомнении в правильности постановки ударения или
произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо
обращаться
за
помощью
к учителю, родителям и др.
Раздел «Состав слова (морфем ика)»
Выпускник научится:
различать изменяемые и неизменяемые слова;
различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень,
приставку, суффикс.
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
выявлять слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
Выпускник получит возможность научиться:
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые
случаи);
оценивать уместность использования слов в тексте;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной
задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
определять части речи.
Выпускник получит возможность научиться:
находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия,
предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым
они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
различать предложение, словосочетание, слово;
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в
словосочетании и предложении;
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
выделять предложения с однородными членами.
Выпускник получит возможность научиться:
различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения,
обстоятельства;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор
простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать
правильность разбора;
различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация».
Выпускник научится:
применять правила правописания (в объёме содержания курса);
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;
писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными
правилами правописания;
проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять
орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
подбирать примеры с определённой орфограммой;
при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы
избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять
способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных
работах.
Содержательная линия «Развитие речи».
Выпускник научится: оценивать правильность (уместность) выбора языковых
и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со
знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного
общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
выражать собственное мнение и аргументировать его;
самостоятельно озаглавливать текст;
составлять план текста;
сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие
тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
создавать тексты по предложенному заголовку;
подробно или выборочно пересказывать текст;
пересказывать текст от другого лица;
составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных
типов речи: описание, повествование, рассуждение;
анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений,
находить в тексте смысловые пропуски;
корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
анализировать последовательность собственных действий при работе над
изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом;
оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный
текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями
общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms
сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
2. Содержание курса «Тайны языка».
Лексика.
Знакомство с синонимами, антонимами, определение сочетаемости этих слов с
другими словами. Определение значения синонимов, антонимов с помощью
толкового словаря, словарей синонимов и антонимов. Составление предложений с
использованием синонимов, антонимов. Представление об исконных и
заимствованных словах, новых и устаревших. Знакомство с устойчивыми
сочетаниями слов (фразеологизмами) и определение значения фразеологических
оборотов с помощью фразеологического словаря. Определение способов появления
многозначности слова и переносного значения слов. Определение значения слов
(прямое и переносное) с помощью толкового словаря.
Состав слова (морфемика).
Выделение в словах основы слова. Знакомство с корнями слов с чередованием
гласных. Образование слов с помощью суффиксов и приставок определенного
значения.
Морфология. Части речи; функции служебных частей речи: союз, предлог,
частица, междометие. Знакомство с инфинитивом частей речи, ролью инфинитива в
предложении.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Род имен
существительных. Изменение имен существительных по числам. Имена
существительные одушевленные и неодушевленные.
Имя прилагательное. Наблюдение за использованием в предложении имени
прилагательного в функции сказуемого. Определение разряда имён
прилагательных по значению (качественные, относительные, притяжательные).
Морфологический разбор имени прилагательного.
Глагол. Определение наклонения глаголов (изъявительное, условное,
повелительное) и образование форм глаголов разных наклонений. Способы связи
глаголов в предложении (управление, согласование, примыкание). Лицо и число
глагола.
Местоимение. Правописание местоимений с предлогами.
Наречие. Наречие - определение.
Синтаксис.
Определение
второстепенных
членов
предложения:
обстоятельство,
дополнение, определение. Обобщающее слово. Знаки препинания при однородных
членах предложения. Сложное предложение.
Орфография и пунктуация.
Применение правил правописания слов:
Правописание гласных после шипящих;
- имен существительных с суффиксами -еньк-, -к-, -н-, -инк-,-енк-;
- имен прилагательных с суффиксами -оват-, -еват-;
- правописание корней, суффиксов, приставок.
Постановка знаков препинания в предложении:
- при однородных членах предложения при обобщающем слове;
-между частями сложносочиненного предложения перед союзами либо, то-то;
-между частями сложноподчиненного предложения с союзами и союзными
словами что, где, который, чтобы, когда;
-при прямой речи;
-при составлении диалога.
Развитие речи.
Выделение смысловых частей текста (абзацев).
Завершение одного из абзацев текста (начала, окончания).
Составление плана к данному тексту.
Корректировка заданных текстов.
Создание собственных текстов с использованием омонимов и фразеологических
оборотов.
Создание собственных текстов на основе выбора образных выражений,
сравнений из произведений детских авторов для описания природы и животных.
Создание собственных текстов с использованием приема противопоставления.
Создание собственных текстов с изменением типа текста, употребления
глаголов в форме условного наклонения.
Создание собственных текстов в форме диалогической и монологической речи.
Написание выборочных изложений, изложений с элементами сочинения;
Написание
сочинений-повествований,
сочинений-описаний,
сочинений-рассуждений. Написание письма.
Знакомство с жанрами: реклама, объявление.
З.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы
2 класс
№
Содержание
1
2
3
4
5
6
7
8
Повторение. Что изучает русский язык.
Согласные звуки.
Обозначение гласных после шипящих. Сочетания ча - ща.
Перенос слов. Отработка правил переноса слов.
Слова, которые называют предметы. Значение и употребление в речи.
Неизменяемые слова. Различение изменяемых и неизменяемых слов.
Безударный гласный в корне слова. Орфограмма.
Буквы безударных гласных в корне слова. Повторение. Орфографический
тренинг: работа со словами с безударными гласными в корне слова.
Тренировка в подборе проверочных слов.
Безударный гласный в корне слова. Закрепление.
Корень слова с чередованием согласных.
Суффикс как часть слова. Наблюдение: значение суффиксов. Работа с
алгоритмом нахождения суффикса. Отработка действия нахождение
суффикса в слове.
Суффиксы -оват-, -еват-. Значение суффиксов.
Правописание суффиксов -ик-, -ек-.
Правописание корней и суффиксов. Повторение изученных орфограмм.
Работа над ошибками. Правописание приставок с буквой о.
Образование слов при помощи приставок.
Основа слова.
Слово и его значение.
Развитие речи. Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в
тексте.
Развитие речи. Один текст-разные заголовки. Озаглавливание текста.
Развитие речи. Озаглавливание текста. Структура построения текста.
Окончание текста. Закрепление.
Работа над ошибками. Развитие речи. Текст. Окончание текста.
Развитие речи. Построение текста. Начало текста. Сочинение начала текста.
Последовательность предложений в тексте.
Сочетания антонимов с другими словами. Повторение изученного материала.
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
Кол.
час.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Связь предложений в тексте.
Значения заимствованных слов.
Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова.
Развитие речи. План текста. Составление плана текста.
Значение фразеологизмов. Применение орфографических правил.
Развитие речи. Текст-описание.
Повторение изученных орфограмм. Орфографический тренинг.
Развитие речи. Описание и повествование в тексте.
Развитие речи. Описание. Повествование. Рассуждение.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3 класс
№
Содержание
1
Повторение. Текст, его признаки и типы. Смысловое единство,
последовательность предложений в тексте.
Повторение. Состав слова. Овладение понятием «родственные
(однокоренные) слова».
Работа над ошибками. Текст и его заголовок.
Правописание приставок.
Работа над ошибками. Последовательность предложений в тексте.
Развитие речи. Деление текста на абзацы.
Правописание приставок, оканчивающихся на з//с.
Написание письма. Устное сочинение. Выражение собственного мнения, его
аргументация. Создание собственных текстов.
Развитие речи. Написание письма. Корректирование заданных текстов с
учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной
речи.
Развитие речи. Написание письма. Составление плана к данному тексту.
Развитие речи. Корректирование заданных текстов с учетом точности,
правильности, богатства и выразительности письменной речи. Написание
письма. Словарный диктант.
Написание письма. Текст с избыточным употреблением фразеологизмов.
Корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности,
богатства и выразительности письменной речи.
Работа над ошибками. Однородные члены предложения с союзами.
Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными
членами без союзов и с союзами и,а,но.
Повторение тем: «Фонетика. Состав слова. Синтаксис».
Имя существительное. Значение и употребление в речи.
Род имён существительных. Различие имен существительных мужского,
женского и среднего рода.
Изменение имён существительных по числам.
Развитие речи. Обучающее изложение. Запись по образцу текста.
Развитие речи. Написание письма с пересказом истории от 1-го лица.
Выражение собственного мнения, его аргументация.
Развитие речи. Работа с текстом.
Правописание сочетаний -инк- и -енк-.
Развитие речи. Работа с текстом. Придумывание окончания к тексту.
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Классификация
слов. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и
«что?».
Способы образования имён существительных. Классификация.
2
3
4
5
6
7
8
9
10
И
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
Кол.
час.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Развитие речи. Обучающее изложение по самостоятельно составленному
плану.
Повторение темы «Текст».
Имя прилагательное-сказуемое.
Качественные имена прилагательные. Работа над ошибками диктанта.
Краткая форма качественных прилагательных.
Образование относительных имен прилагательных.
Правописание притяжательных прилагательных.
Повторение фонетики и состава слова. Контрольное списывание.
Правописание местоимений с предлогами. Раздельное написание предлогов с
личными местоимениями.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
Содержание
Написание письма. Корректирование заданных текстов с учетом точности,
правильности, богатства и выразительности письменной речи.
Написание письма. Выражение собственного мнения, его аргументация.
Создание собственных текстов.
Текст - рассуждение. Нахождение признаков текста-рассуждения.
Работа над ошибками. Порядок морфологического разбора имени
прилагательного.
Повторение. Местоимение.
Работа над ошибками. Обучающее изложение.
Обобщающее слово. Знаки препинания при однородных членах
предложения.
Правописание приставок в глаголах.
План текста. Выборочное изложение. Составление подробного плана.
Лицо и число глагола.
Пересказ текста- описания в форме текста-повествования или текстарассуждения.
Связь абзацев в тексте. Комплексная работа над структурой текста:
озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста.
Приём противопоставления в тексте.
Роль слов в тексте. Выявление эмоционально окрашенных слов и
словосочетаний.
Повторение правописания глаголов.
Работа над ошибками диктанта. Изложение с элементами сочинения.
Выражение собственного мнения, его аргументация. Создание собственных
текстов.
Правописание суффиксов у глаголов.
Изложение с элементами сочинения.
Повелительное наклонение глагола.
Глагол в предложении. Способ связи-управление.
Текст. Обучающее сочинение - изложение.
Наречие - определение. Способ связи-примыкание.
Обучающее сочинение - описание. Коллективная работа с текстом: чтение,
озаглавливание, составление плана, поиск образных слов и выражений.
Обучающее сочинение-повествование по заданному плану.
Работа с текстом-описанием.
Связь слов в предложении. Словосочетание.
Правописание слов в словосочетаниях.
Обучающее сочинение-повествование «В нашем классе».
Кол.
час.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
29
30
31
32
33
34
Связь слов в словосочетании. Примыкание.
Обучающее сочинение - рассуждение о себе.
Обучающее сочинение - рассуждение по плану.
Сложное предложение.
Развитие речи. Составление коллективного текста.
Повторение написание письма. Выражение собственного мнения, его
аргументация. Создание собственных текстов.
1
1
1
1
1
1