РП ВУД Ораторское искусство 10,11кл 23-24г

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ "ГОРОД ЕКАТЕРИНБУРГ"
МАОУ ГИМНАЗИЯ №108

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

Методическим
объединением учителей
русского языка и литературы

Директор МАОУ гимназия№108
Приказ №178/9-од от 30.08.2023г.

Протокол №1 от 28.08.2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курс внеурочной деятельности «Ораторское искусство»
для обучающихся 10,11 классов

Екатеринбург, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современный этап развития системы образования предусматривает
формирование коммуникативно-развитой личности, которая осознанно и
гибко владеет мастерством убеждения, способна создавать, публично
произносить
и
оценивать
выступления
разных
видов
и
жанров.
Коммуникативная
компетентность,
целенаправленно
совершенствуемая в процессе риторического образования, выступает в
качестве важной составляющей предпрофессиональной компетентности
выпускников школ.
Образовательная программа "Ораторское искусство" призвана
подготовить теоретическую и методологическую базу, которой
обеспечивается формирование умений и навыков для создания и произнесения
профессиональных публичных выступлений.
Цель: создание условий для развития у учащихся социальных компетенций,
важных для сознательного участия в жизни общества, а именно:
формулирования и отстаивания собственной точки зрения, критического
мышления, ведения диалога, ораторских способностей, умения находить и
анализировать информацию.
Задачи дополнительной образовательной программы:
Образовательные:
-познакомить учащихся с основными формами, законами и операциями
мыслительной деятельности;
-сформировать навыки создания эффективной системы доказательства и
умения опровержения;
-обучить основам критического мышления, методам обработки информации;
-познакомить с основами делового этикета;
-расширить кругозор и словарный запас;
-обучить умелой, искусной, эффективной речи;
-обучить эффективным формам общения;
Развивающие:
-сформировать умение отстаивать различные идеи и убеждения;
-сформировать умение работать в команде;
-развить творческие способности: воображение, внимание, память;
-развить ораторские способности: речь, навыки публичного выступления;
способность привлечь внимание слушателей интонацией, жестами, мимикой;
-развить умение четко выражать свои мысли в устной и письменной форме;

Воспитательные:
-сформировать активную гражданскую позицию;
-сформировать уверенную в себе личность, способную к творчеству;
-сформировать чувство сопричастности к коллективу;
-сформировать уважительное отношение к различным взглядам, традициям и
культурам;
-повысить интерес к событиям общественно-политической жизни города,
страны, мира.

В результате ПЕРВОГО ГОДА обучения учащиеся будут:
знать:
· основные риторические законы и важнейшие особенности публичной речи;
· главные тенденции развития ораторского мастерства в различные
исторические эпохи;
· характерные черты дискуссионных жанров речи;
. основные невербальные средства усиления воздействия речи;
уметь:
· планировать последовательность и способы работы над устным
выступлением;
· осуществлять коммуникативно-целесообразный выбор риторических
приёмов;
· моделировать ход коммуникации в процессе монологического и
дискуссионного высказывания.
В результате ВТОРОГО ГОДА обучения учащиеся будут:
знать:
· характерные черты высказываний, принадлежащих к различным видам
красноречия;
· этапы и методику работы над публичным выступлением, приемы
организации взаимодействия с аудиторией в процессе его произнесения;
. основные речевые средства усиления воздействия речи;
. характерные особенности влияния образа оратора на качество речи;
уметь:
· планировать последовательность и способы работы над устным
выступлением;
· применять средства привлечения и удержания внимания аудитории,
установления контакта со слушателями;
· анализировать, оценивать, корректировать чужое и собственное выступление
в соответствии с поставленной целью и типом аудитории.

Программа рассчитана на 2 года обучения; занятия проводятся по
утвержденному расписанию 1 раза в неделю по 1 академическому часу (34
часа в год).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
первого года обучения
п/п
№
1
2

Название разделов и тем

Количество часов
Теория Практика Всего
Ораторское мастерство как наука убеждать.
1
2
3
Из истории развития ораторского
1
2
3
мастерства.
3
Приемы убеждения и убеждающие
1
3
4
воздействия.
4
Ораторское общение.
1
2
3
5
Логика в речи оратора.
1
2
3
6
Невербальные средства оратора.
1
2
3
7
Искусство спора.
1
2
3
8
Подготовка к выступлению.
1
2
3
9
Ораторское общение.
1
4
5
10 Секреты успешного выступления.
1
3
4
ВСЕГО
10
24
34
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
второго года обучения
п/п
№
1
2
3
4

Название разделов и тем

Образ оратора.
Культура делового общения.
Культура ведения полемики.
Восприятие и понимание партнёра по
общению.
5
Имидж делового человека.
6
Барьеры в общении и их преодоление.
7
Подготовка и проведение деловых
бесед.
8
Публичная речь.
9
Речевые средства оратора.
10 Ораторский турнир.
ВСЕГО

Количество часов
Теория Практика Всего
1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

5

6

1

3

4

1

2

3

10

24

34

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Помещение для занятий: классная комната.
Техническое оснащение: видеопроектор, экран или мультимедийная доска,
музыкальный центр.
Формы занятий:
• интенсивная групповая работа, концентрированный теоретический материал
в виде интерактивных мини-лекций;
• практические задания, выполнение индивидуальных и групповых
упражнений. В программу включены деловые и ролевые игры. Более 60%
времени уделяется практической отработке техник и моделированию
практических ситуаций. Это позволяет каждому участнику потренировать
полученные техники, понять какие из них лучше всего подходят ему,
взглянуть на себя со стороны и пополнить свои практические знания;
• групповые обсуждения и игры;
•

тестирование;

•

ролевые обыгрывания ситуаций;

•

дебаты;

•

выполнение заданий по составлению деловых текстов;

•

тренинги.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Зверева Н. Магия общения: Практика успешной коммуникации/ Нина
Зверева. – М.: Альпина Паблишер, 2023.
12 Зверева Н. Я говорю – меня слушают. – М.: Альпина Паблишер, 2022.
3. Карнеги, Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей... /
Д. Карнеги. – Мн.,1991.
4. Карнеги Д. Как влиять на людей, завоёвывать друзей и выработать
уверенность в себе, выступая публично. – Москва, Издательство, АСТ, 2022.
5. Рызов И. «Кремлёвская школа переговоров», Москва: Эксмо, 2024.
6. Кинг Л. Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно, Москва:
Альпина Паблишер, 2023.
7. Выготский Л.С. Мышление и речь, Москва: Эксмо, 2022.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».